Статья посвящена анализу использования инновационных педагогических технологий в формировании патриотического воспитания учащихся в рамках учебной и внеучебной деятельности. Автор прослеживает становление понятия «педагогическая технология», рассматривает подходы к определению его сущности в разные временные периоды. Исследуются характерные черты педагогической технологии. Определяются понятия «патриотическое воспитание», «патриотизм», «гражданственность». Представлена историческая справка об истоках формирования патриотического воспитания в нашем государстве. Обобщается практический опыт использования новых педагогических технологий в вопросе формирования патриотизма в современных школах России. Выяснены особенности использования педагогических технологий формирования патриотического воспитания в учебной и внеучебной деятельности учащихся. Делается вывод о необходимости поиска новых эффективных путей формирования патриотического воспитания в школе.