Использование современных педагогических технологий в формировании патриотического воспитания учащихся в рамках учебной и внеурочной деятельности
Аннотация
Статья посвящена анализу использования инновационных педагогических технологий в формировании патриотического воспитания учащихся в рамках учебной и внеучебной деятельности. Автор прослеживает становление понятия «педагогическая технология», рассматривает подходы к определению его сущности в разные временные периоды. Исследуются характерные черты педагогической технологии. Определяются понятия «патриотическое воспитание», «патриотизм», «гражданственность». Представлена историческая справка об истоках формирования патриотического воспитания в нашем государстве. Обобщается практический опыт использования новых педагогических технологий в вопросе формирования патриотизма в современных школах России. Выяснены особенности использования педагогических технологий формирования патриотического воспитания в учебной и внеучебной деятельности учащихся. Делается вывод о необходимости поиска новых эффективных путей формирования патриотического воспитания в школе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 83-93 |
УДК | 355.233.231.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_83 |
ХХI век — время активных трансформаций и изменений всех главных сфер: экономической, политической, социальной, научной. Значительные преобразования наблюдаются и в образовательной сфере, где заданный вектор на обновление всей системы образования четко обозначил основные задачи учебных заведений страны. Именно современные школы, основанные на принципах гуманной, фасилитативной, личностно ориентированной педагогики, как образовательные учреждения для детей 7–18 лет являются важным ключевым звеном системы общего образования. Успешная реализация выполнения ФГОС в школе значительным образом изменила деятельность учителей, работающих в ней, и обозначила необходимость развития их профессиональной компетенции как обязательного фактора в процессе совершенствования образования. В настоящее время выдвигаемые современными образовательными реалиями требования к профессиональным и личностным качествам учителя предполагают знание характерных особенностей педагогических технологий, позволяющих выйти на новый высокий уровень обучения, а также умелое использование их широкого функционального потенциала в своей педагогической деятельности.
Отказ от традиционного типа обучения с репродуктивным усвоением информации и от взаимодействия учителя и обучаемого на основе «субъект — объект» позволяет решить основную задачу общеобразовательного заведения — формировать эрудированную, разносторонне развитую, инициативную, творческую личность, способную самостоятельно быстро принимать верные решения в нестандартных ситуациях, принимать активное участие в социальной жизни общества. В данном случае образовательное взаимодействие выстраивается по модели «субъект — субъект», в которой учитель перестает быть основным транслятором научных достижений и источником знаний. Все это обусловило поиск новых путей достижения образовательных результатов, где основным прогрессивным средством обучения как раз и стали педагогические технологии.
В ходе научного поиска [5; 9; 15; 20; 21] было установлено, что в педагогическом пространстве нет единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология». Рассмотрение генезиса данного понятия дает основание полагать, что появившийся в педагогическом лексиконе в 40-е годы ХХ столетия термин к сегодняшнему дню значительно поменял свое первоначальное толкование. Так, изначально его использовали в программированном обучении при внедрении в образовательный процесс технических средств обучения и чуть позже аудиовизуальных. Отдельного внимания заслуживает интерпретация данного понятия американскими педагогами в 60-х годах ХХ столетия, где рассматриваемый нами термин употреблялся в синонимичном ряду с понятием «технология обучения» и подразумевал под собой определенный проект инновационного педагогического процесса, осуществляемого преподавателем в процессе обучения учащихся. В конце ХХ века в педагогическом пространстве под педагогическими технологиями понимается изучение и использование различных технических средств обучения с целью выявить наиболее эффективные принципы решения дидактических проблем и описать путем объективного оценивания реализуемых методов приемы оптимизации и совершенствования всего образовательного процесса.
Анализ основных современных подходов к определению сущности понятия «педагогические технологии» позволил сделать вывод о многоаспектности данного понятия и употреблении в исследованиях современных отечественных и зарубежных авторов как первоначального его толкования (эффективное использование в дидактическом процессе функционального потенциала технических средств обучения), так и современного (последовательное, целостное, эффективное построение работы педагога с прогнозируемым, планируемым результатом).
Педагогические технологии реализуются в учебном процессе в школе через эмпирический опыт, актерское мастерство педагога, его личную заинтересованность в ожидаемом результате [3]. Отметим тот факт, что любая используемая в школе педагогическая технология является промежуточным звеном между наукой и практикой. Ее основными чертами являются следующие моменты: 1) педагогическая технология понимается как процесс целенаправленного, научно обоснованного, комфортного взаимодействия учителя и учащегося; 2) в основе этого взаимодействия лежат педагогические законы и закономерности, принцип законосообразности; 3) предполагается предварительное пошаговое планирование данной деятельности, направленное на гарантированный результат; 4) обязательное достижение конечного результата, его четкая фиксация [4].