В статье рассматривается проблема метода изучения символически опосредствованного социального понимания у индивидов с нарушениями социальной адаптации. В рамках культурно-исторического подхода разработана качественно-количественная экспериментальная методика оценки социального понимания у взрослых индивидов с учетом применения различных символических форм. Методика включает в себя 5 заданий. Результаты пилотажного эмпирического исследования взрослых испытуемых (n = 70, 20–40 лет), совершивших правонарушение, продемонстрировали значимые по сравнению с контрольной группой затруднения символизации субъектной реальности другого человека и ее понимания. Выявлена склонность индивидов с нарушениями социальной адаптации к искаженному пониманию ментальных состояний Другого, недо47 статочной «чувствительности» к его символическим проявлениям. Кроме того, выявлены значимые положительные корреляции между результатами выполнения всех заданий экспериментальной методики.