Дата публикации: 01.04.2024

Экспериментальная методика изучения символически опосредствованного социального понимания у взрослых испытуемых с нарушениями социальной адаптации (на примере лиц, совершивших правонарушения)

Аннотация

В статье рассматривается проблема метода изучения символически опосредствованного социального понимания у индивидов с нарушениями социальной адаптации. В рамках культурно-исторического подхода разработана качественно-количественная экспериментальная методика оценки социального понимания у взрослых индивидов с учетом применения различных символических форм. Методика включает в себя 5 заданий. Результаты пилотажного эмпирического исследования взрослых испытуемых (n = 70, 20–40 лет), совершивших правонарушение, продемонстрировали значимые по сравнению с контрольной группой затруднения символизации субъектной реальности другого человека и ее понимания. Выявлена склонность индивидов с нарушениями социальной адаптации к искаженному пониманию ментальных состояний Другого, недо47 статочной «чувствительности» к его символическим проявлениям. Кроме того, выявлены значимые положительные корреляции между результатами выполнения всех заданий экспериментальной методики.




Проблема исследования

Особое значение для изучения проблемы социальной адаптации имеют исследования социального понимания, или теорий психического (Social Understanding, или Theory of Mind), объясняющие особенности и механизмы понимания психических (ментальных) состояний других людей. Развитие социального понимания является неотъемлемым аспектом развития человека как социального субъекта, поскольку построение отношений с другими людьми немыслимо без осознания и учета их субъектной реальности — намерений, целей, желаний, чувств, мыслей, отношений и др. Овладение способностью понимать другого человека выступает неотъемлемым условием успешной социальной адаптации.

В психологии исследования проблемы социального понимания начались в 1960-е гг. С 1960 по 1980 г. они велись с позиций Ж. Пиаже, опираясь на идеи эгоцентризма, и связывались со способностью ребенка различать свои и чужие точки зрения [23]. В контексте данной статьи Ж. Пиаже, в своей концепции когнитивного развития, выстраивает связь между процессами социальной адаптации и способностью учитывать позицию Другого.

Интерес к исследованиям социального понимания базировался преимущественно на его развитии у детей. Он возрастает с начала 1990-х гг. Теории социального понимания делятся на два подхода, поразному объясняющие психическое развитие: 1) понимание развития как становления индивидуального сознания (J. Perner, H. M. Wellman), 2) объяснение психического развития как социального процесса (Л. С. Выготский, J. Bruner, J. I. M. Carpendale, C. Lewis, M. Tomasello, C. Fernihough и др.) [23].

А. Б. Холмогорова, анализируя работы виднейших современных исследователей социального понимания — М. Томаселло и Ч. Фернихоу, отмечает наметившийся в последние два десятилетия переход от интрапсихологической парадигмы к интерпсихологической [14]. В основе интрапсихологической парадигмы содержится представление о социальных когнициях как возникающих в результате генетически запрограммированного созревания головного мозга. Интерпсихологическая парадигма основана на акцентировании роли субъект-субъектного взаимодействия в развитии данной способности.

Список литературы

1. 12. Туревская Р. А. Развитие модели психического у детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра / Р. А. Туревская, А. А. Пленсковская // Консультативная психология и психотерапия. — 2021 — Т. 29, № 1 (111). — С. 112–131. — DOI: 10.1775
2. Turevskaya R. A. Razvitie modeli psikhicheskogo u detei shkol’nogo vozrasta s rasstroistvami autisticheskogo spektra / R. A. Turevskaya, A. A. Plenskovskaya // Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. — 2021 — T. 29, № 1 (111). — S. 112–131. — DOI:
3. 13. Фурманов И. А. Криминальная психология. Хрестоматия [Электронный ресурс] : пособие / сост.: И. А. Фурманов, И. Е. Метлицкий. — Минск : БГУ, 2018. — 270 с.
4. Furmanov I. A. Kriminal’naya psikhologiya. Khrestomatiya [Elektronnyi resurs] : posobie / sost.: I. A. Furmanov, I. E. Metlitskii. — Minsk : BGU, 2018. — 270 s.
5. 14. Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив / А. Б. Холмогорова // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11, № 3.
6. Kholmogorova A. B. Rol’ idei L. S. Vygotskogo dlya stanovleniya paradigmy sotsial’nogo poznaniya v sovremennoi psikhologii: obzor zarubezhnykh issledovanii i obsuzhdenie perspektiv / A. B. Kholmogorova // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2015. — T
7. 15. Шиханцов Г. Г. Индивидуальная профилактика грабежей и разбоев / Г. Г. Шиханцов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. — 2016. — № 13. — С. 194–197.
8. Shikhantsov G. G. Individual’naya profilaktika grabezhei i razboev / G. G. Shikhantsov // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D, Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. — 2016. — № 13. — S. 194–197.
9. 16. Abell F. Do triangles play tricks? Attribution of mental states to animated shapes in normal and abnormal development / F. Abell, F. Happé, U. Frith // Cognitive Development. — 2000. — Vol. 15, № 1. — P. 1–16. — DOI: 10.1016/j.schres.2008.07.020
10. 17. Baron-Cohen S. The “Reading the Mind in the Eyes” Test revised version: a study with normal adults, and adults with Asperger syndrome or high-functioning autism/ S.Baron-Cohen, S.Wheelwright, J. Hill // Child Psychology and Psychiatry. — 2001. — №42(2
11. 18. Carpendale J. How children develop social understanding / J. Carpendale, C. Lewis. — Malden : Blackwell Publishing, 2006. — 311 p.
12. 19. Carpendale J. The Development of Social Understanding. Handbook of Child Psychology and Developmental Science / J. Carpendale, C. Lewis. — 2015. — № 1. — 44 p.
13. 20. Fernyhough C. Getting Vygotskian about theory of mind: Mediation, dialog, and the development of social understanding / C. Fernyhough // Developmental Review. — 2009. — Vol. 28. — P. 225–262.
14. 21. Happé F. G. E. The Getting of Wisdom: Theory of Mind in Old Age / F. G. E. Happé, E. Winner, H. Brownell // Developmental Psychology. — 1998. — Vol. 34(2). — P. 358–362. — DOI: 10.1037/0012-1649.34.2.358
15. 22. Kaland N. The Strange Stories test: A replication study of children and adolescents with Asperger Syndrome / N. Kaland, A. Møller-Nielsen, L. Smith // European Child Adolescent Psychiatry. — 2005. — № 14. — P. 73–82.
16. 23. Lerner R. M. Handbook of Child Psychology and Developmental Science, Cognitive Processes / R. M. Lerner, L. S. Liben, U. Muller. – New York : Wiley, 2015. — 1094 p.
17. 24. McElwain N. L. Relating individual control, social understanding, and gender to child-friend interaction: a relationships perspective / N. L. McElwain, B. L. Volling // Social Development. — 2002. — № 11. — P. 362–385.
18. 25. Polyakov A. M. The Use of Symbols by Elementary Schoolchildren and Adolescents with Learning Disabilities as Tools of Awareness of Subjective Reality / A. M. Polyakov // Education and Self Development. — 2022. — Vol. 17. — № 1. — P. 110–119. — DOI: 10
19. 26. White S. Revisiting the Strange Stories: Revealing Mentalizing Impairments in Autism / S. White, F. Happe, E. Hill // Child Development. — 2009. — Vol. 80, № 4. — P. 1097–1117.
20. 27. What does the Strange Stories test measure? Developmental and within-test variation / S. Nawaz, C. Lewis, A. Townson, P. Mei // Cognitive Development. — 2023. — Vol. 65, January–March. — P. 101289. — DOI: 10.1016/j.cogdev.2022.101289
21. 1. Антонян Ю. М. Психология преступления и наказания / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. — Москва : Проспект, 2018. — 400 с.
22. Antonyan Yu. M. Psikhologiya prestupleniya i nakazaniya / Yu. M. Antonyan, M. I. Enikeev, V. E. Eminov. — Moskva : Prospekt, 2018. — 400 s.
23. 2. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии / В. П. Зинченко // Методология и история психологии. — 2006. — Т. 1, вып. 1. — С. 207–232.
24. Zinchenko V. P. Soznanie kak predmet i delo psikhologii / V. P. Zinchenko // Metodologiya i istoriya psikhologii. — 2006. — T. 1, vyp. 1. — S. 207–232.
25. 3. Мелехин А. И. Специфика модели психического в пожилом и старческом возрасте / А. И. Мелехин // Когнитивные исследования на современном этапе : матер. Всерос. конф. с междунар. уч. по когнит. науке, Архангельск, 19–22 ноября 2018 года. — Архангельск : С
26. Melekhin A. I. Spetsifika modeli psikhicheskogo v pozhilom i starcheskom vozraste / A. I. Melekhin // Kognitivnye issledovaniya na sovremennom etape : mater. Vseros. konf. s mezhdunar. uch. po kognit. nauke, Arkhangel’sk, 19–22 noyabrya 2018 goda. — Arkha
27. 4. Мозговые механизмы нарушения модели психического при расстройствах аутистического спектра и шизофрении: обзор данных фМРТ [Электронный ресурс] / М. А. Иосифян, Е. А. Мершина, Д. А. Баженова [и др.] // Клиническая и специальная психология. — 2020. — Т.
28. Mozgovye mekhanizmy narusheniya modeli psikhicheskogo pri rasstroistvakh autisticheskogo spektra i shizofrenii: obzor dannykh fMRT [Elektronnyi resurs] / M. A. Iosifyan, E. A. Mershina, D. A. Bazhenova [i dr.] // Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya
29. 5. Поляков А. М. Развитие сознания в контексте проблемы знакового и символического опосредствования / А. М. Поляков // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, № 2. — С. 4–12. — DOI: 10.17759/chp.2022180201
30. Polyakov A. M. Razvitie soznaniya v kontekste problemy znakovogo i simvolicheskogo oposredstvovaniya / A. M. Polyakov // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2022. — T. 18, № 2. — S. 4–12. — DOI: 10.17759/chp.2022180201
31. 6. Поляков А. М. Субъект и символ / А. М. Поляков. — Минск : БГУ, 2014. — 255 с.
32. Polyakov A. M. Sub”ekt i simvol / A. M. Polyakov. — Minsk : BGU, 2014. — 255 s.
33. 7. Румянцева Е. Е. Модель психического и её особенность у женщин с депрессиями / Е. Е. Румянцева, В. А. Ломакина, Н. В. Зверева, Е. С. Телешова // Психиатрия. — 2014. — № 2(62). — С. 53–59.
34. Rumyantseva E. E. Model’ psikhicheskogo i ee osobennost’ u zhenshchin s depressiyami / E. E. Rumyantseva, V. A. Lomakina, N. V. Zvereva, E. S. Teleshova // Psikhiatriya. — 2014. — № 2(62). — S. 53–59.
35. 8. Румянцева Е. Е. Модель психического и нейрокогнитивное функционирование при шизофрении / Е. Е. Румянцева // Клиническая и специальная психология. — 2015. — Т. 4, № 3. — С. 77–85.
36. Rumyantseva E. E. Model’ psikhicheskogo i neirokognitivnoe funktsionirovanie pri shizofrenii / E. E. Rumyantseva // Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya. — 2015. — T. 4, № 3. — S. 77–85.
37. 9. Смирнова Я. К. Особенности развития модели психического у дошкольников с нарушением слуха / Я. К. Смирнова // Клиническая и специальная психология. — 2021. — Т. 10, № 2. – С. 124–144.
38. Smirnova Ya. K. Osobennosti razvitiya modeli psikhicheskogo u doshkol’nikov s narusheniem slukha / Ya. K. Smirnova // Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya. — 2021. — T. 10, № 2. – S. 124–144.
39. 10. Сравнение способности к ментализации у больных шизофренией и шизоаффективным психозом на основе методики «Понимание психического состояния по глазам» / А. Б. Холмогорова, М. А. Москачева, О. В. Рычкова [и др.] // Экспериментальная психология. — 2015.
40. Sravnenie sposobnosti k mentalizatsii u bol’nykh shizofreniei i shizoaffektivnym psikhozom na osnove metodiki «Ponimanie psikhicheskogo sostoyaniya po glazam» / A. B. Kholmogorova, M. A. Moskacheva, O. V. Rychkova [i dr.] // Eksperimental’naya psikhologiy
41. 11. Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья / Сэй-Сёнагон // Классическая японская проза XI–XIV веков : пер. со старояпонского. — Москва : Худож. лит., 1988. — 479 с.
42. Sei-Senagon. Zapiski u izgolov’ya / Sei-Senagon // Klassicheskaya yaponskaya proza XI–XIV vekov : per. so staroyaponskogo. — Moskva : Khudozh. lit., 1988. — 479 s.

Остальные статьи