В статье поднимается проблема миграционного оттока молодежи с территорий со сложным природно-климатическим и социально-экономическим контекстом на примере Елизовского района Камчатского края. Рассматривается гипотеза о потенциале школы в сокращении оттока молодежи путем развития взаимодействия с локальным сообществом, построения связи между внешней реальностью и учебной деятельностью как способа формирования у школьников положительной эмоциональной связи с местом. Жизненные планы старшеклассников и управленческие стратегии администраторов школ анализируются в качественном дизайне на основе результатов экспедиции в 15 школ Елизовского района. Установлены паттерны устойчивых траекторий тех школьников, кто продолжил обучение в 10–11-х классах, и тех, кто покинул школу после 9-го класса. Формируется вывод, что различия в миграционных планах старшеклассников могут быть связаны только с одним типом взаимодействия школы с локальным сообществом — профориентационными мероприятиями с привлечением местных организаций СПО и предприятий. Эффект достигается за счет сокращения асимметрии информации о возможностях самореализации в своем регионе.