Дата публикации: 01.07.2024

Взаимодействие школы с локальным сообществом как способ сокращения оттока молодежи: кейс школ Елизовского района Камчатского края

Аннотация

В статье поднимается проблема миграционного оттока молодежи с территорий со сложным природно-климатическим и социально-экономическим контекстом на примере Елизовского района Камчатского края. Рассматривается гипотеза о потенциале школы в сокращении оттока молодежи путем развития взаимодействия с локальным сообществом, построения связи между внешней реальностью и учебной деятельностью как способа формирования у школьников положительной эмоциональной связи с местом. Жизненные планы старшеклассников и управленческие стратегии администраторов школ анализируются в качественном дизайне на основе результатов экспедиции в 15 школ Елизовского района. Установлены паттерны устойчивых траекторий тех школьников, кто продолжил обучение в 10–11-х классах, и тех, кто покинул школу после 9-го класса. Формируется вывод, что различия в миграционных планах старшеклассников могут быть связаны только с одним типом взаимодействия школы с локальным сообществом — профориентационными мероприятиями с привлечением местных организаций СПО и предприятий. Эффект достигается за счет сокращения асимметрии информации о возможностях самореализации в своем регионе.




Введение

Одной из центральных проблем социально-экономической политики российских регионов остается вопрос оттока молодежи [1]. По данным официальной статистики за 2022 г. [16], в 65 регионах России наблюдается миграционный отток, в 51 регионе — отток населения моложе трудоспособного возраста. Подобная ситуация ведет к сокращению социокультурного капитала территории, что лишь усиливает региональные диспропорции.

Проблему оттока молодежи важно рассматривать не только в среднем по стране, но и отдельно в каждом регионе в силу территориальных особенностей, которые могут накладывать отпечаток на характер причин и направлений миграции [6; 9]. Отдельного внимания заслуживают территории со сложным природно-климатическим контекстом, где к социально-экономическим факторам депривации добавляются еще и территориальные барьеры: суровый климат, удаленность и труднодоступность [4]. В совокупности такие условия снижают качество жизни, особенно в сопоставлении с развитыми городскими центрами, что становится одним из значимых факторов оттока. В данной статье в качестве примера такой территории будет рассматриваться кейс Елизовского района Камчатского края.

Для Камчатки характерна отрицательная динамика численности населения: в 2023 г. показатель опустился ниже значений последних лет и составил 288,7 тыс. человек. Половина населения проживает в региональном центре — Петропавловске-Камчатском. В последние пять лет в регионе наблюдалась естественная убыль, за 2022 г. она составила 881 чел. Миграционный отток на уровне среднего по группе регионов, теряющих население, на 2022 г. составил 2 963 чел., отток группы моложе трудоспособного возраста — 271 чел. [16].

Основные факторы миграции молодежи — стремление к качественному послешкольному образованию [7; 23], в том числе более качественному, чем на малой родине, и поиск перспектив трудоустройства [8; 11; 20]. Социальные и культурные факторы, такие как воссоединение семьи, бегство от конфликтов или дискриминации, приобщение к определенным социальным группам и представления о более насыщенной культурной жизни, тоже могут определять миграционные движения [5; 31]. Направления миграции молодежи различаются в зависимости от контекста, образовательных возможностей и миграционной политики. Внутренняя миграция молодежи, обычно связанная с поиском образования и работы, направлена в более развитые, наполненные инфраструктурой и сервисами городские центры, как правило более густонаселенные [10; 26]. Международная миграция молодежи обычно связана со студенческой мобильностью, с переездами в рамках перемещения внутри корпоративных секторов, с воссоединением семьи [21]. На выбор направления миграции влияют индивидуальные устремления, имеющиеся возможности и структурные факторы [29]. Направления миграции молодежи в России соответствуют центр-периферийной модели — молодые люди тяготеют к университетским центрам, столицам или крупнейшим региональным городам [1; 9].

Список литературы

1. 14. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ М-ва просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/</a> ipo/prime/doc/401333
2. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`nogo gosudarstvennogo obrazovatel`nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovaniya : Prikaz M-va prosveshheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/
3. 15. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации / А. М. Цирульников // Вопросы образования. — 2009. — № 2. — С. 40–66.
4. Cirul`nikov, A. M. Sociokul`turny`e osnovaniya razvitiya sistemy` obrazovaniya. Metod sociokul`turnoj situacii / A. M. Cirul`nikov // Voprosy` obrazovaniya. — 2009. — №2. — S. 40–66.
5. 16. Численность и миграция населения Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. — 2022. — URL: <a href="https://rosstat.gov.ru/folder/11110/" target="_blank">https://rosstat.gov.ru/folder/11110/</a> document/13283 (дата обращения: 30.07.2024).
6. Chislennost` i migraciya naseleniya Rossijskoj Federacii // Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. — 2022. — URL: <a href="https://rosstat.gov.ru/folder/11110/" target="_blank">https://rosstat.gov.ru/folder/11110/</a> document/13283 (data obrashheniya: 30.07.2024).
7. 17. Albert, I. The Sense of Belonging in the Context of Migration : Meanings and Developmental Trajectories / I. Albert, S. Barros // Culture as Process / ed. by B. Wagoner [et al.]. — Cham, 2021. — P. 211–222 — <a href="https://doi.org/10.1007/978-3-030-77892-7_1" target="_blank">https://doi.org/10.1007/978-3-030-77892-7_1</a>
8. 18. Altman, I. Place attachment / I. Altman, S. M. Low. — New York : Plenum Press, 1992. — 314 p.
9. 19. Bronfenbrenner, U. The ecology of human development : Experiments by nature and design / U. Bronfenbrenner. — Cambridge, MA : Harvard University Press, 1979. — 356 p.
10. 20. Chen, Y. Local amenities and life-cycle migration : Do people move for jobs or fun? / Y. Chen, S. S. Rosenthal // Journal of Urban Economics. — 2008. —Vol. 64, № 3. — P. 519–537. — DOI: 10.1016/j.jue.2008.05.005
11. 21. Clark, W. A. V. Family migration and mobility sequences in the United States : Spatial mobility in the context of the life course / W. A. V. Clark, S. Withers // Demographic Research.— 2007. — Vol. 17, № 2. — P. 591–622. — <a href="https://doi.org/10.4054/DemR" target="_blank">https://doi.org/10.4054/DemR</a>
12. 22. Coleman, J. S. Social capital in the creation of human capital / J. S. Coleman // American Journal of Sociology. — 1988. — Vol. 94 (Supplement). — S95–S120.
13. 23. Cooke, T. J. The migration of high school graduates to college / T. J. Cooke, P. Boyle // Educational Evaluation and Policy Analysis. — 2011. — Vol. 33, № 2. — P. 202–213. — DOI: 10.3102/0162373711399092
14. 24. Defining Local Identity / Y. Shao, E. Lange, K. Thwaites, B. Liu // Landscape Architecture Frontiers. — 2017. — Vol. 5, № 2. — P. 24–41.
15. 25. Freeman, R. E. Stakeholder Management : A Stakeholder Approach / R. E. Freeman. — Marshfield, MA : Pitman Publishing, 1984. —292 p.
16. 26. Geist, C. Geographical Mobility over the Life Course : Motivations and Implications / C. Geist, P. A. Mcmanus // Population, Space and Place. — 2008. — Vol. 14, № 4. — P. 283–303. — <a href="https://doi.org/10.1002/psp.508" target="_blank">https://doi.org/10.1002/psp.508</a>
17. 27. Hagerty, B. M. Developing a measure of sense of belonging / B. M. Hagerty, K. Patusky // Nursing Research. — 1995. — Vol. 44, № 1. — P. 9–13.
18. 28. “It Happened When I Was Connecting to the Community…” : Multiple Pathways to Migrant (Non)Belonging in a New Destination Setting / C. Soto Saavedra, J. L. Lopez, S. A. Shaw, B. G. Gibbs // International Journal of Environmental Research and Public Hea
19. 29. Millington, J. Migration and age : The effect of age on sensitivity to migration stimuli / J. Millington // Regional Studies. — 2000. — Vol. 34, № 6. — P. 521–533. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1080/00343400050085648
20. 30. Riethmuller, M. L. Going Rural : Qualitative perspectives on the role of place attachment in young people’s intentions to return to the country / M. L. Riethmuller, P. L. Dzidic, E. A. Newnham // Journal of Environmental Psychology. — 2020. — 101542.
21. 31. Sage, J. Onwards or homewards? Complex graduate migration pathways, well-being, and the ‘parental safety net’ / J. Sage, M. Evandrou, J. Falkingham // Population, Space and Place. — 2013. — Vol. 19, № 6. — P. 738–755. — DOI: 10.1002/psp.1793
22. 32. Tajfel, H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of Intergroup Relations. — 1986. — Vol. 7, № 1. — P. 7–24.
23. 33. Theodori, A. The Influences of Community Attachment, Sense of Community, and Educational Aspirations Upon the Migration Intentions of Rural Youth in Texas / A. Theodori, G. Theodori // Community Development. — 2015. — Vol. 46. — DOI: 10.1080/15575330.
24. 34. Wetherell, M. The identity / M. Wetherell // Theorizing Identities and Social Action. Identity Studies in the Social Sciences. — Basingstok, 2009. — P. 1–19.
25. Karachurina, L. B. Migracionny`e namereniya vy`pusknikov shkol maly`x i srednix gorodov Rossii / L. B. Karachurina, Yu. F. Florinskaya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5. Geografiya. — 2019. — № 6. — S. 82–89.
26. 1. Габдрахманов, Н. К. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Н. К. Габдрахманов, Н. Ю. Никифорова, О. В. Лешуков. — Москва : НИУ ВШЭ, 2019. — 48 с.
27. Gabdraxmanov, N. K. «Ot Volgi do Eniseya…»: obrazovatel`naya migraciya molodezhi v Rossii / N. K. Gabdraxmanov, N. Yu. Nikiforova, O. V. Leshukov. — Moskva : NIU VShE`, 2019. — 48 s.
28. 2. Гадецкий, О. Ю. Причины миграции молодежи из дальневосточных территорий (на примере Камчатского края) / О. Ю. Гадецкий, Л. И. Кулакова // Глобус. — 2020. — № 10. — С. 45–51.
29. Gadeczkij, O. Yu. Prichiny` migracii molodezhi iz dal`nevostochny`x territorij (na primere Kamchatskogo kraya) / O. Yu. Gadeczkij, L. I. Kulakova // Globus. — 2020. — № 10. — S. 45–51.
30. 3. Гадецкий, О. Ю. Факторы формирования миграционного настроения у молодежи Камчатского края / О. Ю. Гадецкий, Л. И. Кулакова // Кронос. — 2020. — № 7. — С. 76–81.
31. Gadeczkij, O. Yu. Faktory` formirovaniya migracionnogo nastroeniya u molodezhi Kamchatskogo kraya / O. Yu. Gadeczkij, L. I. Kulakova // Kronos. — 2020. — № 7. — S. 76–81.
32. 4. Деминцева, Е. Б. Новые направления миграции: мигранты из стран Средней Азии на Камчатке / Е. Б. Деминцева, Н. В. Мкртчян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2023. — № 4. — С. 149–175. —https://doi.org/10.14515/mon
33. Deminceva, E. B. Novy`e napravleniya migracii: migranty` iz stran Srednej Azii na Kamchatke / E. B. Deminceva, N. V. Mkrtchyan // Monitoring obshhestvennogo mneniya: e`konomicheskie i social`ny`e peremeny` . — 2023. — № 4. — S. 149–175. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org
34. 5. Долгова, А. А. Отделение от родительской семьи в России: межпоколенческий аспект / А. А. Долгова, Е. С. Митрофанова // Экономическая социология. — 2015. — № 16 (5). — С. 46–76.
35. Dolgova, A. A. Otdelenie ot roditel`skoj sem`i v Rossii: mezhpokolencheskij aspekt / A. A. Dolgova, E. S. Mitrofanova // E`konomicheskaya sociologiya. — 2015. — № 16 (5). — S. 46–76.
36. 6. Зубаревич, Н. В. Социальная дифференциация регионов и городов / Н. В. Зубаревич // Pro et Contra. — 2012. — Т. 16, № 4/5. — С. 135–152.
37. Zubarevich, N. V. Social`naya differenciaciya regionov i gorodov / N. V. Zubarevich // Pro et Contra. — 2012. — T. 16, № 4/5. — S. 135–152.
38. 7. Карачурина, Л. Б. Миграционные намерения выпускников школ малых и средних городов России / Л. Б. Карачурина, Ю. Ф. Флоринская // Вестник Московского университета. Серия 5. География. — 2019. — № 6. — С. 82–89.
39. 8. Карцева, М. А. Межрегиональная миграция молодежи в России и выстраивание жизненных стратегий / М. А. Карцева, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2021. — № 4 (52). — С. 162–180.
40. Karceva, M. A. Mezhregional`naya migraciya molodezhi v Rossii i vy`straivanie zhiznenny`x strategij / M. A. Karceva, N. V. Mkrtchyan, Yu. F. Florinskaya // Zhurnal Novoj e`konomicheskoj associacii. — 2021. — № 4 (52). — S. 162–180.
41. 9. Кашницкий, И. С. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики / И. С. Кашницкий, Н. В. Мкртчян, О. В. Лешуков // Вопросы образования. — 2016. — № 3. — С. 169–203.
42. Kashniczkij, I. S. Mezhregional`naya migraciya molodezhi v Rossii: kompleksny`j analiz demograficheskoj statistiki / I. S. Kashniczkij, N. V. Mkrtchyan, O. V. Leshukov // Voprosy` obrazovaniya. — 2016. — № 3. — S. 169–203.
43. 10. Мкртчян, Н. В. Миграция молодежи в региональные центры России в конце XX — начале XXI века / Н. В. Мкртчян // Известия Российской академии наук. Сер. Географическая. — 2013. — № 6. — С. 19–30.
44. Mkrtchyan, N. V. Migraciya molodezhi v regional`ny`e centry` Rossii v konce XX — nachale XXI veka / N. V. Mkrtchyan // Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Ser. Geograficheskaya. — 2013. — № 6. — S. 19–30.
45. 11. Мкртчян, Н. В. Возрастной профиль внутрироссийской трудовой миграции и иных форм пространственной мобильности населения / Н. В. Мкртчян // Региональные исследования. — 2018. — № 1 (59). — С. 72–81.
46. Mkrtchyan, N. V. Vozrastnoj profil` vnutrirossijskoj trudovoj migracii i iny`x form prostranstvennoj mobil`nosti naseleniya / N. V. Mkrtchyan // Regional`ny`e issledovaniya. — 2018. — № 1 (59). — S. 72–81.
47. 12. Мкртчян, Н. В. Почему люди уезжают из одних регионов и приезжают в другие: мотивы межрегиональной миграции в России / Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская // Мониторинг. — 2020. — № 5 (159). — С. 130–153.
48. Mkrtchyan, N. V. Pochemu lyudi uezzhayut iz odnix regionov i priezzhayut v drugie: motivy` mezhregional`noj migracii v Rossii / N. V. Mkrtchyan, Yu. F. Florinskaya // Monitoring. — 2020. — № 5 (159). — S. 130–153.
49. 13. Моисеев, А. М. Стратегическое управление школой : учеб. пособие / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. — Москва : Центр педагогического образования, 2007. — 256 с.
50. Moiseev, A. M. Strategicheskoe upravlenie shkoloj : ucheb. posobie / A. M. Moiseev, O. M. Moiseeva. — Moskva : Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2007. — 256 s.

Остальные статьи