В статье приводится содержательный анализ одной из последних монографических работ доктора психологических наук, профессора Р. М. Нагдяна (Республика Армения). В монографии последовательно обосновывается возможность применения метафизического подхода к исследованию психических явлений с позиций психологии, философии, естественных наук; рассматривается отношение известных ученых к метафизике. В книге представлены продуктивные возможности метафизического подхода к решению вопроса адекватности психического отражения в контексте различных философских и психологических представлений о связи внешнего мира и «образа мира». С позиций метафизического подхода автором показано общенаучное значение принципа симметрии как универсального инструмента познания; приведены также прикладные возможности метафизически обоснованного принципа симметрии в конструировании авторской концепции обучения. Анализ содержания монографии Р. М. Нагдяна сопровожден уместными сопоставлениями с современными исследованиями проблемы сознания в психологии.