Дата публикации: 31.12.2021

Непостижимая эффективность метафизики: новое осознание

Аннотация

В статье приводится содержательный анализ одной из последних монографических работ доктора психологических наук, профессора Р. М. Нагдяна (Республика Армения). В монографии последовательно обосновывается возможность применения метафизического подхода к исследованию психических явлений с позиций психологии, философии, естественных наук; рассматривается отношение известных ученых к метафизике. В книге представлены продуктивные возможности метафизического подхода к решению вопроса адекватности психического отражения в контексте различных философских и психологических представлений о связи внешнего мира и «образа мира». С позиций метафизического подхода автором показано общенаучное значение принципа симметрии как универсального инструмента познания; приведены также прикладные возможности метафизически обоснованного принципа симметрии в конструировании авторской концепции обучения. Анализ содержания монографии Р. М. Нагдяна сопровожден уместными сопоставлениями с современными исследованиями проблемы сознания в психологии.




Новая книга авторитетного армянского психолога Рубена Нагдяна, известного российскому читателю по ряду оригинальных работ в области экспериментальной и теоретической психологии [3; 6; 7; 8 и др.], посвящена  обоснованию возможности применения метафизического подхода к исследованию психических явлений.

Автор последовательно, от Аристотеля до современных воззрений, рассматривает различные философские, естественно-научные и психологические трактовки самого понятия, а также роли и значения метафизики в науке прошлых лет и в современных исследованиях. Направленность исследовательского внимания при этом определяется логикой обоснования неразрывной взаимосвязи метафизики и психологии. Возможными причинами элиминации метафизического подхода из «методологического горизонта психологии» с некоторых пор, как считает Р. М. Нагдян, были причины идеологического характера [4; 5] и «опасность перейти границу рациональности и ступить на территорию иррационализма, теологии, разного рода “ведьмачества” и спиритуалистических подходов, о которых предупреждали В. П. Зинченко и А. В. Юревич» [4, с. 47].

Пример физики, в которой «в качестве фундаментальной основы всегда принимались метафизические предпосылки, независимо от того, были ее создатели сторонниками или противниками метафизики» [4, с. 57], к сожалению, не всегда акцентировался в психологии. Автор считает, что «если метафизику включить в современную науку как ее необходимую часть, что и сделала современная философия науки, то границы научного психологического познания во многом расширятся» [4, с. 68]. В этом контексте Нагдян усматривает, в частности, «связь метафизических предпосылок с научными исследованиями сознания» [4, с. 91]. Отметим в свою очередь, что масштабный всплеск интереса к проблеме сознания и весьма широкий спектр предлагаемых решений этой проблемы в конце XX — начале XXI века сопровождался обширным метафизическим обсуждением в научной и философской литературе тех или иных возможных решений [1; 10; 11 и др.].

Значительное место в книге занимает тема трансцендентальной психологии, представленная в работах российского психолога А. И. Миракяна, который впервые логически и экспериментально обосновал процессуальность психических явлений, априорно принимавшуюся ранее. Миракян обратил внимание на недостаточность «продуктного» подхода в психологии, критически рассмотрев тезис о психическом отражении как завершенном процессе; методологически показана «трансцендентность порождающего процесса» [4, с. 116]. В связи с этим уместно заметить, что в ряде работ А. В. Брушлинского была показана неравнозначность процесса-результата (продукта) и процесса-континуальности (недизъюнктивность, по Брушлинскому) [2].

Развивая логику исследований Миракяна о порождающем процессе, который сам не может быть представлен (воспринят) в продукте процесса, Нагдян приходит к выводу, что «порождающий процесс не может воздействовать сам на себя, а потому воспроизвести, выявить и познать самого себя…», что метафорически выражено в тезисе «процесс умирает в продукте» (Г. Гегель). На наш взгляд, это утверждение не может быть распространено на явление сознания в силу его обратимости (самосознание), что является одной из форм симметрии психического на его высшем уровне (о «Принципе симметрии» в книге Нагдяна см. далее).

Список литературы

1. 1. Акопов Г. В. Категория сознания в современной психологии / Г. В. Акопов. — Самара : Порто-принт, 2019.
2. 2. Акопов Г. В. Субъектно-деятельностно-процессуальная парадигма в психологии / Г. В. Акопов // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. — М. : ИП РАН, 2018.
3. 3. Нагдян Р. М. Психологический подход к структурированию обучения с позиций принципа симметрии / Р. М. Нагдян // Вестник МАНЭБ. — 2005. — Т. 10, № 5. — Вып. 2.
4. 4. Нагдян Р. М. Загадки психики: трансцендентальная психология и метафизика / Р. М. Нагдян. — Ереван : Лусабац, 2017.
5. 5. Нагдян Р. М. Методология трансцендентальной психологии / Р. М. Нагдян. — Ереван : Лусабац, 2018.
6. 6. Нагдян Р. М. Некоторые проблемы современной физики в контексте афизикального подхода А. И. Миракяна / Р. М. Нагдян // А. И. Миракян и современная психология восприятия : сб. матер. науч. конф. — М. : УРАО «Психологический институт» ; Обнинск СГ — СОЦИА
7. 7. Нагдян Р. М. Об отношении психологии к метафизике / Р. М. Нагдян // Вестник СПбГУ. — 2014. — Серия 12. — Вып. 3.
8. 8. Нагдян Р. М. За пределами онтологической концепции восприятия / Р. М. Нагдян // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2015. — Т. 8, № 1.
9. 9. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В. Ф. Петренко. — 2-е изд., доп. — М. : Эксмо, 2013.
10. 10. Ревонсуо А. Психология сознания / А. Ревонсуо ; пер. с англ. — СПб. : Питер, 2013. 11. Honderich T. Actual Consciousness / T. Honderich. — Oxford. University Press, 2014.

Остальные статьи