В статье обосновывается детерминация творчества как культуросозидающей деятельности интеллектуально-личностной активностью ее субъекта. Противоречивая самореализация таланта выражается в динамике его переживаний и рефлексивного самоотношения, которые опосредованы системой социокультурных взаимодействий как пространством личностного развития и профессионального роста субъекта в конкретно-исторических условиях. Эти закономерности исследуются в науковедческом плане средствами содержательно-смыслового анализа творчества на материале жизнедеятельности психофизиолога-энциклопедиста Н. Я. Пэрны. Он разработал оригинальный метод рефлексивно-психологического изучения психобиографики жизненного пути и продуктивности деятельности гениев науки и искусства. Это было обобщено им в фундаментальной концепции ритмологии жизнетворчества, что составило инновационный вклад в человекознание ХХ в.