Развитие научного творчества в системе коммуникативно-познавательных отношений, определяющих продуктивность культуросозидающей деятельности
Аннотация
В статье обосновывается детерминация творчества как культуросозидающей деятельности интеллектуально-личностной активностью ее субъекта. Противоречивая самореализация таланта выражается в динамике его переживаний и рефлексивного самоотношения, которые опосредованы системой социокультурных взаимодействий как пространством личностного развития и профессионального роста субъекта в конкретно-исторических условиях. Эти закономерности исследуются в науковедческом плане средствами содержательно-смыслового анализа творчества на материале жизнедеятельности психофизиолога-энциклопедиста Н. Я. Пэрны. Он разработал оригинальный метод рефлексивно-психологического изучения психобиографики жизненного пути и продуктивности деятельности гениев науки и искусства. Это было обобщено им в фундаментальной концепции ритмологии жизнетворчества, что составило инновационный вклад в человекознание ХХ в.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2022 |
Страницы | 112-128 |
УДК | 001.89+159.923 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_1_112 |
1. Методологические проблемы рефлексивной психологии изучения социокультурных отношений и творческой деятельности выдающихся личностей
Цивилизационной сутью творчества является создание духовных ценностей и материальных произведений культуры (философии, литературы, искусства, образования, науки, техники, дизайна, архитектуры, производства, экономики, управления, информации), обеспечивающих прогресс социума.
Он осуществляется посредством активности и труда, мышления и воли, целеполагания и смыслосозидания, профессионального мастерства и продуктивной деятельности, самосознания и социокультурных отношений ее субъектов, в особенности одаренных, талантливых личностей и пассионарных, выдающихся индивидуальностей.
Именно выяснение этого продуктивного, культуросозидающего вклада [36] — в его детерминации социокультурными отношениями — в прогресс социума посредством познавательно-профессиональной деятельности одаренного субъекта и составляет ключевую проблему современной психологии творчества. Ибо оно стремится к действительно культурно-историческому (Л. С. Выготский [5]) и рефлексивно-феноменологическому (Г. Г.Шпет [33]) постижению экзистенциального самоопределения Я-концепции таланта, его коммуникативно опосредованному и самодеятельному (С. Л. Рубинштейн [34]) саморазвитию в процессе социокультурных отношений и продуктивной самореализации как креативной индивидуальности. При изучении онтогенеза творчества важно учитывать не только возрастные особенности психики одаренного [20; 38] человека, но также предметно-содержательные и интеллектуально-рефлексивные аспекты его самосознания [28; 31], ибо они, наряду с социокультурными отношениями субъекта, определяют саморазвитие состоявшегося таланта как продуктивного созидателя и носителя опыта социальности [21]. Порождение этого опыта детерминируется не только развитием Я-концепции субъекта творчества, но и опосредующими его становление отношениями, как коммуникативно-межличностными, влияющими на самосознание в общении, так и информационно-межпоколенческими, транслирующими знания в учебной и профессиональной деятельности.
С этой эпистемологической интенцией классик отечественной психологии творчества Б. М. Теплов (см.: [30]) охарактеризовал экзистенциальное саморазвитие Я-концепции субъекта. Еще до войны Б. М. Теплов изучал культуросозидающую самореализацию таланта на материале анализа жизнетворчества выдающихся композиторов. Во время же войны он анализировал по военно-историческим и литературно-художественным материалам «волю и ум» великих полководцев. В этом же русле после войны изучение психологии научного творчества вели Б. М. Кедров [9] (на историко-научном материале реконструкции открытий Д. И. Менделеева) и М. Г. Ярошевский [40; 41] (путем науковедческого анализа жизнедеятельности И. М. Сеченова), а искусствоведы (А. Я. Зись, Б. С. Мейлах) и психологи (Л. Я. Дорфман, И. В. Страхов) анализировали процессы художественного творчества писателей и поэтов.