Дата публикации: 01.01.2022

Развитие научного творчества в системе коммуникативно-познавательных отношений, определяющих продуктивность культуросозидающей деятельности

Аннотация

В статье обосновывается детерминация творчества как культуросозидающей деятельности интеллектуально-личностной активностью ее субъекта. Противоречивая самореализация таланта выражается в динамике его переживаний и рефлексивного самоотношения, которые опосредованы системой социокультурных взаимодействий как пространством личностного развития и профессионального роста субъекта в конкретно-исторических условиях. Эти закономерности исследуются в науковедческом плане средствами содержательно-смыслового анализа творчества на материале жизнедеятельности психофизиолога-энциклопедиста Н. Я. Пэрны. Он разработал оригинальный метод рефлексивно-психологического изучения психобиографики жизненного пути и продуктивности деятельности гениев науки и искусства. Это было обобщено им в фундаментальной концепции ритмологии жизнетворчества, что составило инновационный вклад в человекознание ХХ в.




1. Методологические проблемы рефлексивной психологии изучения социокультурных отношений и творческой деятельности выдающихся личностей

Цивилизационной сутью творчества является создание духовных ценностей и материальных произведений культуры (философии, литературы, искусства, образования, науки, техники, дизайна, архитектуры, производства, экономики, управления, информации), обеспечивающих прогресс социума. 

Он осуществляется посредством активности и труда, мышления и воли, целеполагания и смыслосозидания, профессионального мастерства и продуктивной деятельности, самосознания и социокультурных отношений ее субъектов, в особенности одаренных, талантливых личностей и пассионарных, выдающихся индивидуальностей.

Именно выяснение этого продуктивного, культуросозидающего вклада [36] — в его детерминации социокультурными отношениями — в прогресс социума посредством познавательно-профессиональной деятельности одаренного субъекта и составляет ключевую проблему современной психологии творчества. Ибо оно стремится к действительно культурно-историческому (Л. С. Выготский [5]) и рефлексивно-феноменологическому (Г. Г.Шпет [33]) постижению экзистенциального самоопределения Я-концепции таланта, его коммуникативно опосредованному и самодеятельному (С. Л. Рубинштейн [34]) саморазвитию в процессе социокультурных отношений и продуктивной самореализации как креативной индивидуальности. При изучении онтогенеза творчества важно учитывать не только возрастные особенности психики одаренного [20; 38] человека, но также предметно-содержательные и интеллектуально-рефлексивные аспекты его самосознания [28; 31], ибо они, наряду с социокультурными отношениями субъекта, определяют саморазвитие состоявшегося таланта как продуктивного созидателя и носителя опыта социальности [21]. Порождение этого опыта детерминируется не только развитием Я-концепции субъекта творчества, но и опосредующими его становление отношениями, как коммуникативно-межличностными, влияющими на самосознание в общении, так и информационно-межпоколенческими, транслирующими знания в учебной и профессиональной деятельности.

С этой эпистемологической интенцией классик отечественной психологии творчества Б. М. Теплов (см.: [30]) охарактеризовал экзистенциальное саморазвитие Я-концепции субъекта. Еще до войны Б. М. Теплов изучал культуросозидающую самореализацию таланта на материале анализа жизнетворчества выдающихся композиторов. Во время же войны он анализировал по военно-историческим и литературно-художественным материалам «волю и ум» великих полководцев. В этом же русле после войны изучение психологии научного творчества вели Б. М. Кедров [9] (на историко-научном материале реконструкции открытий Д. И. Менделеева) и М. Г. Ярошевский [40; 41] (путем науковедческого анализа жизнедеятельности И. М. Сеченова), а искусствоведы (А. Я. Зись, Б. С. Мейлах) и психологи (Л. Я. Дорфман, И. В. Страхов) анализировали процессы художественного творчества писателей и поэтов.

Список литературы

1. Семенов И. Н. Эпистемологическая типология форм научного знания в рефлексивной психологии творчества / И. Н. Семенов // Психологическое знание : Современное состояние и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М., 2018. — С. 47
2. Семенов И. Н. Психология творчества Ф. И. Тютчева в дерзаниях «золотого», «серебряного» и «бронзового» века российской поэзии / И. Н. Семенов // Ф. И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия. — Брянск, 2003. — С. 14–24.
3. Семенов И. Н. Полиморфизм российской культуры и рефлексивность современного поликультурного образования / И. Н. Семенов // Россия и культура: потенциал и перспективы взаимодействия в контексте наследия идей Н. Данилевского и Ф. Тютчева. — Брянск, 2006
4. Семенов И. Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М. М. Зощенко / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2009. — № 4. — С. 92–100.
5. Семенов И. Н. Социокультурная роль экзистенциальной рефлексии в развитии целеобразования и самоотношения творческой индивидуальности / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2011. — № 1. — С. 69–82.
6. Семенов И. Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в Серебряном веке / И. Н. Семенов // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / отв. ред. Д. В. Ушаков. — М
7. Семенов И. Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности [Ч. 1 и Ч. 2]. / И. Н. Семенов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 2015. — № 3. — С. 22–39; № 4. — С
8. Семенов И. Н. Рефлексия жизнедеятельности А. А. Бодалева и развитие психологии общения и акмеологии выдающихся личностей [Ч. 1 и Ч. 2] / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 22–30.
9. Семенов И. Н. Акмеологические аспекты психологии творчества и индивидуальных различий выдающихся личностей в наследии Б. М. Теплова / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 8–19.
10. Семенов И. Н. Теоретические основы изучения роли рефлексии в процессах самости в трансдисциплинарном контексте человекознания / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2018. — № 3. — С. 7–24.
11. Семенов И. Н. Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семенович. Гениальность. Душа. Индивидуальность. Кюльпе Оствальд / И. Н. Семенов // Больш. сов. энцикл. — 3-е изд. — М., 1970–1973. — Т. 5. — С. 601–602; Т. 6. — С. 241
12. Семенов И. Н. Рефлексивно-культурологический обзор влияния научного творчества Г. Г. Шпета на развитие человекознания / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2019. — Т. 8, № 4А. — С. 188–208.
13. Семенов И. Н. Типология экзистенциальных стратегий и иcследовательских программ в творчестве С. Л.Рубинштейна / И. Н. Семенов // Психол. журн. — 2020. — №2. — С. 105–113.
14. Семенов И. Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 4. — С. 155–170. — doi: 10.51
15. Семенов И. Н. Рефлексивно-продуктивное целеобразование Я-концепции как системообразующий фактор трансформации одаренности в культуросозидающее творчество (методология его самодеятельностного развития) / И. Н. Семенов // Психология творчества и одаренн
16. Фахтуллин М. Ф. Человек творческий: почему? Основы к оцениванию биографической детерминации творческой активности человека / М. Ф. Фахтуллин. — М., 2001.
17. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — М. : МПСИ : Флинта, 1999.
18. Человек науки / отв. ред. С. Р. Микулинский, М. Г. Ярошевский. — М. : Наука, 1974.
19. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии / М. Г. Ярошевский // Искусствознание и психология художественного творчества. — М., 1988. — С. 31–50.
20. Ярошевкский М. Г. Социальные и психологические координаты научного творчества / М. Г. Ярошевский // Вопр. философии. — 1996. — № 12. — C. 118–127.
21. Морозова М. В. Философско-психологические проблемы изучения переживаний индивидуальности и их взаимосвязей с рефлексией / М. В. Морозова, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — № 1–2. — С. 57–101
22. Аникина В. Г. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях / В. Г. Аникина, Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. — Тамбов : ТГУ, 2002.
23. Балаева А. В. Продуктивность и рефлексивность профессиональной деятельности творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивных дневников и научных трудов Н. Я. Пэрны) / А. В. Балаева, И. Н. Семенов // Рефлексивный подход в психологическом о
24. Бодалев А. А. Как становятся великими или выдающимися / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. — М., 2003.
25. Выготский Л. С. Гениальность. Мышление / Л. С. Выготский // Больш. мед. энцикл. — М., 1928. — Т. 6. — Стлб 612–613; М., 1931. — Т. 19. — Стлб 414–426.
26. Грузенберг С. О. Гений и творчество (основы теории и психологии творчества) / С. О. Грузенберг. — Л., 1924.
27. Деркач А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — М. : РАГС, 2005.
28. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011.
29. Кедров Б. М. День одного великого открытия / Б. М. Кедров. — М., 1988.
30. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — М., 1981.
31. Алексеев Н. Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов ; под ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск : НГУ, 1991.
32. Орлов С. С. Оценка творческого потенциала научных коллективов (праксиологическая рефлексика) / С. С. Орлов, И. Н. Семенов // Человек в мире интеллектуальных систем / под ред. И. С. Ладенко, И. Н. Семенова. — Новосибирск, 1991. — С. 184–194.
33. Оствальд В. Великие люди / В. Оствальд. — М., 1898. 14. Полани М. Личностное знание / М. Полани. — Благовещенск, 1998. 15. Пономарев Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, Д. Б. Богоявленская
34. Проектно-исследовательская деятельность в рефлексивно-психологическом обеспечении инновационного образования / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Ногинск : Аналитика Родис, 2011.
35. Прыгунова Т. А. Рефлексия герменевтико-психологических аспектов позднего художественного творчества У. Шекспира на закате культуры Возрождения / Т. А. Прыгунова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2019. — № 3. — С. 190–205.
36. Пэрна Н. Я. Ритм, жизнь и творчество / Н. Я. Пэрна. — Л. ; М. : Петроград, 1925.
37. Пэрна Н. Я. Жизнь человека (Из дневниковых записей) / Н. Я. Пэрна. — СПб., 1993.
38. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. — М., 2006.
39. Сайко Э. В. Субъект — созидатель и носитель социального : монография / Э. В. Сайко. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. was summarized by him in the fundamental concept of the rhythmology of life creation, an innovative contribution to the

Остальные статьи