В статье отмечается недостаточная проработанность проблемы гражданского и патриотичного воспитания школьников и студентов на данном этапе развития страны. Отмечается особая ответственность педагогов и психологов за такое воспитание, которая заметно снизилась за последние десятилетия «псевдодемократических» реформ. Рассматриваются проблемы развития мировоззренческого плюрализма в условиях относительной стабильности общества и международной ситуации, а также в условиях обострения международных и внутриполитических отношений. Выделяются разные уровни проявления мировоззренческих противоречий: внутриличностные противоречия, мировоззренческие «расколы» в семье, в общении с друзьями и коллегами, в организациях, в обществе в целом, в общении с представителями иных культур. Предлагается обобщенная модель мировоззренческих ориентаций личности (социальных групп и целых народов), позволяющая лучше понять сущность имеющихся разногласий и основные причины взаимного непонимания оппонентов.