Дата публикации: 31.03.2023

Конфликт мировоззренческих позиций в образовании, в деловых и межличностных отношениях

Аннотация

В статье отмечается недостаточная проработанность проблемы гражданского и патриотичного воспитания школьников и студентов на данном этапе развития страны. Отмечается особая ответственность педагогов и психологов за такое воспитание, которая заметно снизилась за последние десятилетия «псевдодемократических» реформ. Рассматриваются проблемы развития мировоззренческого плюрализма в условиях относительной стабильности общества и международной ситуации, а также в условиях обострения международных и внутриполитических отношений. Выделяются разные уровни проявления мировоззренческих противоречий: внутриличностные противоречия, мировоззренческие «расколы» в семье, в общении с друзьями и коллегами, в организациях, в обществе в целом, в общении с представителями иных культур. Предлагается обобщенная модель мировоззренческих ориентаций личности (социальных групп и целых народов), позволяющая лучше понять сущность имеющихся разногласий и основные причины взаимного непонимания оппонентов.




Постановка проблемы

В деидеологизированном обществе, где воспитанию уделяют мало внимания, казалось бы, не должно быть никаких мировоззренческих противоречий и конфликтов. Если в стране на официальном уровне признается идеологическое и политическое многообразие (Конституция РФ, ст. 13, п. 1 и 3), то предполагается, что люди могут иметь разные взгляды и между ними неизбежны разногласия. В этом случае развитая система воспитания должна быть ориентирована на развитие культуры взаимоотношений между людьми с разными идеологическими, политическими, экономическими, религиозными или потребительскими ориентациями. При этом даже при отсутствии развитой системы воспитания у каждого человека формируется свое мировоззрение. Оно формируется либо стихийно, под случайным воздействием разных факторов (семейное воспитание, влияние средств массовой информации, воздействие авторитетных для человек лиц и т. п.), либо целенаправленно (на уровне дошкольного воспитания, школы, специальной государственной политики в области социализации личности, ее гражданского и патриотического воспитания).

Важную роль в формировании мировоззренческой позиции играет образовательная и профессиональная среда развивающейся личности [6; 13]. При этом Е. А. Климов отмечает даже некоторый парадокс: применительно к специалистам-человековедам часто игнорируются их индивидуальные, субъективные представления об окружающем мире и самих себе, которые даже рассматриваются как «недостойные внимания и уважения» [6, c. 3–4]. Как бы предполагается, что такие работники, включая педагогов и психологов, должны в своей работе отражать лишь объективную позицию в важных мировоззренческих вопросах. И именно в этом мы видим главный парадокс настоящего времени, когда усложнившийся мир, явно запутавшийся в ценностно-смысловых вопросах, включая и мировоззренческие противоречия, предполагает особое внимание к этим вопросам со стороны педагогов и психологов, в наибольшей степени ответственных за подрастающие поколения, и, к сожалению, в психолого-педагогической среде не встречает должного отклика специалистов.

Само мировоззрение понимается при этом как система взглядов, позволяющая человеку ориентироваться в мире, во многом определяющая его ценности, жизненные позиции и помогающая человеку определить свое место в мире и в конкретных жизненных ситуациях [3; 12]. Психологи часто используют близкие по значению понятия — «образ мира» и «образ себя» (Я-концепция) [1; 9; 14; 20; 21]. При этом сразу же возникает вопрос о том, как соотносятся образ себя (Я-концепция, Я-образ, самосознание) и образ мира, что во что включается? Для многих этот вопрос очевиден: образ мира включает в себя и самого человека с его представлениями о себе. Но вполне возможны ситуации, когда человек именно самого себя ставит в центр мира и пытается весь мир подстроить под себя. В религии это называется гордыней и рассматривается как один из самых главных грехов. При другой мировоззренческой позиции человек пытается как бы слиться с миром, максимально к нему адаптироваться. Видимо, любая крайность нежелательна, и корректней было бы говорить о том, что человек формирует в своем сознании общую систему, куда входит и он сам, и окружающие люди, и мир в целом. Как отмечает А. Н. Леонтьев, саморазвитие образа мира не отделено от процесса формирования чувственного образа мира, а входит в него, прибавляясь к чувственности [9, c. 251–261].

Интересно, что В. В. Столин, выделяя «единицу самосознания», связывает ее с внутренними противоречиями (с конфликтом установок, мотиваций, деятельностей), которые и заставляют человека обратиться к самому себе [21, c. 106–123]. Известный философ А. Ф. Лосев считает, что постоянное несовпадение личности с собой (личности реальной, изменчивой и личности как некой идеи) вообще является «чудом», порождающим мифологическую картину мира [10, c. 134–160]. Здесь уместно напомнить, что образы не являются отпечатком реальности в сознании человека, так как преломляются через это сознание и в каком-то смысле порождают особое отражение реальности. Причем у каждого человека (или какой-то группы, сообщества) эти отражения могут отличаться. Таким образом, одна и та же реальность может восприниматься и интерпретироваться по-разному, что нередко и порождает разногласия. Заметим, что, помимо разногласий между людьми (группами, сообществами, культурами), сами эти противоречия могут сопровождаться и внутренними противоречиями конфликтующих сторон. Например, даже в конфликтующих группах нередко находятся люди, которые полностью уверены в своей правоте, и в этой же группе могут быть колеблющиеся, вплоть до согласия с позициями (и даже с мировоззрением) оппонентов этой группы (сообщества, культуры).

Список литературы

1. — С.20–23.
2. 22. Шарков Ф. И. Общая конфликтология / Ф. И. Шарков, В. И. Сперанский ; под общ. ред. Ф. И. Шаркова. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. — 240 с.
3. 21. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
4. 20. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник Моск. унта. Серия 14, Психология. — 1981. — № 2. — С. 15–29.
5. 19. Пряжников Н. С. Психология нестабильности / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2021. — 288 с.
6. 18. Пряжников Н. С. Метафора «после того, как…» в контексте переосмысления жизни развивающейся личности / Н. С. Пряжников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — Т. 3, № 59. — С. 73–93.
7. 17. Пряжников Н. С. Дискуссионный метод в психологии и педагогике: проблемы и перспективы развития / Н. С. Пряжников // Мир психологии. — 2016. — № 4 (88). — С. 190–202.
8. 16. Пряжников Н. С. Психология элиты. Психология маленького человека (Книга с двойным входом) / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та ; Воронеж : МОДЭК, 2012. — 320, 184 с.
9. 15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — Москва : Педагогика-Пресс, 1994. — 526 с.
10. — С.13–20.
11. — №4.
12. 14. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В. В. Петухов// Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1984.
13. 13. Павлова Т. А. Картина мира личности студентов высшей школы / Т. А. Павлова. — Москва : Педагогическое общество России, 2010. — 160 с.
14. 1. Бернс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс ; общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. — Москва : Прогресс, 1986. — 420.
15. — №6.
16. 12. Некрасова Н. А. Мировоззрение как объект философской рефлексии / Н. А. Некрасова, С.И.Некрасов// Современные наукоемкие технологии. — 2005.
17. 11. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. Опыт знаменитых семей России — современным родителям / О. С. Муравьева. — Москва : Эксмо, 2014. — 304 с.
18. 10. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — Москва : Политиздат, 1991. — 525 с.
19. 9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. I / А. Н. Леонтьев. — Москва : Педагогика, 1983. — 392 с.
20. 8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_</a> doc_LAW_28399 (дата обращения:
21. 7. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с.
22. 6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 224 с.
23. 5. Карловская Н. Н. Доверие и вера в деловых отношениях / Н. Н. Карловская, Е. В. Камнева, Е. Б. Моргунов и др. // Организационная психология. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 183–207.
24. 4. Камнева Е. В. Имитации личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний / Е. В. Камнева, Н. С. Пряжников, Е. В. Бабанова, С. М. Буянова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 4. — С. 27–41.
25. 3. Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — С. 375–376.
26. 2. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. — Москва : Экопрос, 1993. — 544 с.

Остальные статьи