Обращение автора к учению Демокрита о познании объясняется потребностью выделения таких идей, непреходящее значение которых для последующих теорий обучения подтверждается временем. Выявляется, что Демокрит одним из первых выделил два вида познания (чувственное и теоретическое) и соответствующие им виды знания. Для последующих теорий обучения значимы следующие идеи Демокрита: 1) познание идет вглубь от чувственного познания к теоретическому; 2) познание посредством чувств не может дать устойчивой основы для распознавания истины; 3) познание посредством мысли достоверно в суждении об истине и ее распознавании. Обозначаются важнейшие аспекты размышлений Демокрита, которые в поле современной терминологии могут быть названы гуманитарными: теоретическое мышление (оперирование понятиями и др.) воспитывает человека как мыслящее существо; при воспитании мыслящего ученика необходимо учитывать виды познания.