Актуальность темы статьи мотивируется потребностью в поиске путей воспитания личности, способной к совершению морального деяния по внутреннему побуждению, а не по принуждению извне. Указывается, что одним из возможных способов воспитания такой личности является формирование нравственного сознания и опыта нравственного поведения в единстве. Обосновывается, что методологической основой раскрытия взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения является аксиология как учение о ценностях, как философская теория ценностей, как отрасль этики. Показывается, что категория ценности определяет содержание ценностного «яруса» нравственного сознания и ценностного мира учителя, школьника, который связывает их с нравственной практикой, охватывающей нравственное поведение и нравственное сознание. Раскрывается, что ценности находятся в основании взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения. Показывается, что одной из самых значимых является ценность золотого правила нравственности.