Дата публикации: 01.07.2022

Ценностное основание взаимосвязи нравственного сознания и опыта нравственного поведения учащейся молодежи

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется потребностью в поиске путей воспитания личности, способной к совершению морального деяния по внутреннему побуждению, а не по принуждению извне. Указывается, что одним из возможных способов воспитания такой личности является формирование нравственного сознания и опыта нравственного поведения в единстве. Обосновывается, что методологической основой раскрытия взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения является аксиология как учение о ценностях, как философская теория ценностей, как отрасль этики. Показывается, что категория ценности определяет содержание ценностного «яруса» нравственного сознания и ценностного мира учителя, школьника, который связывает их с нравственной практикой, охватывающей нравственное поведение и нравственное сознание. Раскрывается, что ценности находятся в основании взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения. Показывается, что одной из самых значимых является ценность золотого правила нравственности.




В современной геополитической ситуации в мире, когда имеют место героизация нацизма, прославление Бандеры, замалчивание злодеяний бандеровцев в годы Великой Отечественной войны, навязывание Западом правил жизни, в соответствии с которыми нам следует жить, востребуется личность, способная к совершению деяний по собственному, внутреннему побуждению, а не под идеологическим давлением извне. «Этические принципы и императивы, — подчеркивает С. И. Карташев, — в конечном итоге должны быть закреплены в сознании и поведении субъекта его собственной волей до степени неощущения: руководствоваться ими и подчинять им свои действия и поступки субъект должен исходя из них самих, а не из иных своих целей и интересов. Нравственное деяние имеет целью себя самое и не является средством для чего-либо иного» [11, с. 33–34].

Особое значение в этой связи приобретает нравственное воспитание учащейся молодежи, одной из задач которого является формирование нравственного сознания и опыта нравственного поведения молодых людей в их единстве.

Проблема единства нравственного сознания и нравственного поведения не новая научная проблема. Она разрабатывалась в последней четверти прошлого века В. Е. Гуриным [7], И. С. Марьенко [12], Л. И. Рувинским [15] и другими учеными. В настоящее время проблема взаимосвязи нравственного сознания и нравственного поведения обучающихся является предметом этико-педагогического осмысления И. В. Вологдиной [6].

Названные ученые не только обосновывают суть единства нравственного сознания и поведения, выделяют формы и методы формирования у учащихся единства нравственного сознания и нравственного поведения, но и выявляют причины расхождения между сознанием и поведением.

Так, И. С. Марьенко при осмыслении содержания понятия «опыт нравственного поведения» исходит из того, что главным в нравственном опыте является не личный опыт, а общественный опыт, который всегда богаче индивидуального опыта. Идея ученого о приоритете общественного над личным в опыте нравственного поведения разворачивается в формулировке задачи школы по обеспечению единства нравственного сознания и поведения: «Задача школы заключается в том, чтобы организовывать такой общественный опыт поведения, который помог бы им (школьникам. — В. Б., И. Н.) почувствовать, осознать и практически выполнять обязанности по отношению к обществу, к своему коллективу, друг к другу, к труду» [12, с. 111].

Список литературы

1. 17. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. — М. : Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
2. 16. Титаренко А. И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа / А. И. Титаренко. — М. : Политиздат, 1976. — 399 с.
3. 15. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. — М. : МГУ, 1981. — 184 с.
4. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер Ком, 1998. — 688 с.
5. 13. Муравьев В. Н. Овладение временем : избр. филос. и публ. произведения / В. Н. Муравьев. — М. : РОССПЭН, 1998. — 320 с.
6. 12. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1980. — 183 с.
7. 11. Карташев С. И. Пространство этики. Предмет и структура этики. Феноменология этики. Проблемы этики. Метаэтика / С. И. Карташев. — М. : Маска, 2018. — 482 с.
8. 10. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1997. — 205 с.
9. 9. Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление / Н. Д. Зотов. — Томск : ТГУ, 1984. — 248 с.
10. 8. Дробницкий О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. — М. : Наука, 1974. — 388 с.
11. 7. Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В. Е. Гурин. — М. : Педагогика, 1988. — 136 с.
12. 6. Вологдина И. В. Об определении понятия «нравственное воспитание учащейся молодежи» / И. В. Вологдина // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 1–2. — С. 72–83.
13. 5. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б. С. Братусь. — М. : Знание, 1985. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 3).
14. 4. Бездухов В. П. О смысле и цели воспитания / В. П. Бездухов, И. А. Носков // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4. — С. 62–72.
15. 3. Бездухов В. П. Опыт нравственного поведения школьников / В. П. Бездухов, Е. Н. Гончарова // Мир образования — образование в мире. — 2011. — № 4. — С. 6–14.
16. 2. Бездухов А. В. Ценностно-рациональное действие учителя как «единица» этико-педагогической деятельности / А. В. Бездухов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 1. — С. 101–112.
17. 1. Бездухов А. В. Ценностный «ярус» этического сознания учителя / А. В. Бездухов // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. — 2008. — № 2. — С. 30–35.

Остальные статьи