Ценностное основание взаимосвязи нравственного сознания и опыта нравственного поведения учащейся молодежи
Аннотация
Актуальность темы статьи мотивируется потребностью в поиске путей воспитания личности, способной к совершению морального деяния по внутреннему побуждению, а не по принуждению извне. Указывается, что одним из возможных способов воспитания такой личности является формирование нравственного сознания и опыта нравственного поведения в единстве. Обосновывается, что методологической основой раскрытия взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения является аксиология как учение о ценностях, как философская теория ценностей, как отрасль этики. Показывается, что категория ценности определяет содержание ценностного «яруса» нравственного сознания и ценностного мира учителя, школьника, который связывает их с нравственной практикой, охватывающей нравственное поведение и нравственное сознание. Раскрывается, что ценности находятся в основании взаимосвязи между нравственным сознанием и опытом нравственного поведения. Показывается, что одной из самых значимых является ценность золотого правила нравственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 100-107 |
УДК | 17:37.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_100 |
В современной геополитической ситуации в мире, когда имеют место героизация нацизма, прославление Бандеры, замалчивание злодеяний бандеровцев в годы Великой Отечественной войны, навязывание Западом правил жизни, в соответствии с которыми нам следует жить, востребуется личность, способная к совершению деяний по собственному, внутреннему побуждению, а не под идеологическим давлением извне. «Этические принципы и императивы, — подчеркивает С. И. Карташев, — в конечном итоге должны быть закреплены в сознании и поведении субъекта его собственной волей до степени неощущения: руководствоваться ими и подчинять им свои действия и поступки субъект должен исходя из них самих, а не из иных своих целей и интересов. Нравственное деяние имеет целью себя самое и не является средством для чего-либо иного» [11, с. 33–34].
Особое значение в этой связи приобретает нравственное воспитание учащейся молодежи, одной из задач которого является формирование нравственного сознания и опыта нравственного поведения молодых людей в их единстве.
Проблема единства нравственного сознания и нравственного поведения не новая научная проблема. Она разрабатывалась в последней четверти прошлого века В. Е. Гуриным [7], И. С. Марьенко [12], Л. И. Рувинским [15] и другими учеными. В настоящее время проблема взаимосвязи нравственного сознания и нравственного поведения обучающихся является предметом этико-педагогического осмысления И. В. Вологдиной [6].
Названные ученые не только обосновывают суть единства нравственного сознания и поведения, выделяют формы и методы формирования у учащихся единства нравственного сознания и нравственного поведения, но и выявляют причины расхождения между сознанием и поведением.
Так, И. С. Марьенко при осмыслении содержания понятия «опыт нравственного поведения» исходит из того, что главным в нравственном опыте является не личный опыт, а общественный опыт, который всегда богаче индивидуального опыта. Идея ученого о приоритете общественного над личным в опыте нравственного поведения разворачивается в формулировке задачи школы по обеспечению единства нравственного сознания и поведения: «Задача школы заключается в том, чтобы организовывать такой общественный опыт поведения, который помог бы им (школьникам. — В. Б., И. Н.) почувствовать, осознать и практически выполнять обязанности по отношению к обществу, к своему коллективу, друг к другу, к труду» [12, с. 111].