В статье представлена актуальная проблема изучения карьерного самоопределения проактивной личности. В теоретическом плане рассматривается феномен проактивного карьерного самоопределения личности в различных концептуальных подходах. Проблема проактивного построения карьеры раскрывается в современных научных отечественных и зарубежных исследованиях через такие базовые психологические понятия, как «потенциал», «стратегия», «ориентации», «навыки». Анализируются личностные и организационные детерминанты реализации проактивной карьеры. В данном исследовании выделены универсальные характеристики карьерной проактивности, а также показано, что системообразующим свойством карьерной деятельности в VUСA-среде является проактивность как интегральное свойство личности. В парадигме системного подхода авторами предложена модель проактивной карьеры для VUСA-среды, включающая три основных компонента: ценностно-мотивационный, стратегический и компетентностный. Интегральный характер проактивности обеспечивает взаимосвязь между этими составляющими системы карьерной деятельности, пронизывая и содержательно наполняя каждый из них.