В статье раскрывается значение личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) в реформировании пенитенциарной системы России в части гуманизации отношений как между сотрудниками и осужденными, так и между самими сотрудниками. Обосновывается роль ведомственного вуза ФСИН России в воспитании будущего сотрудника УИС как человека и профессионала. Определяется ценностное содержание нравственного воспитания курсантов ведомственного вуза, в котором особое место принадлежит этической ответственности как ценности, находящей императивное продолжение в требованиях, предъявляемых к сотруднику УИС профессиональной этикой. Анализируются научные представления ученых о профессиональной этике сотрудника УИС, которая отражает нормы и требования, предъявляемые к сотруднику. Обосновывается, что профессиональная этика сотрудника УИС предоставляет ценностное содержание для осуществления нравственного воспитания курсантов.