Дата публикации: 01.04.2022

Возможности профессиональной этики сотрудника уголовно-исполнительной системы в нравственном воспитании курсантов ведомственного вуза ФСИН России

Аннотация

В статье раскрывается значение личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) в реформировании пенитенциарной системы России в части гуманизации отношений как между сотрудниками и осужденными, так и между самими сотрудниками. Обосновывается роль ведомственного вуза ФСИН России в воспитании будущего сотрудника УИС как человека и профессионала. Определяется ценностное содержание нравственного воспитания курсантов ведомственного вуза, в котором особое место принадлежит этической ответственности как ценности, находящей императивное продолжение в требованиях, предъявляемых к сотруднику УИС профессиональной этикой. Анализируются научные представления ученых о профессиональной этике сотрудника УИС, которая отражает нормы и требования, предъявляемые к сотруднику. Обосновывается, что профессиональная этика сотрудника УИС предоставляет ценностное содержание для осуществления нравственного воспитания курсантов.




Сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) своей профессиональной деятельностью способствует обеспечению безопасности как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Это связано не только с охранительной функцией пенитенциарной системы, но и с ее исправительной, воспитательной функциями. Сотрудник УИС, с одной стороны, осуществляет деятельность по изоляции от общества преступивших закон людей, которые в разной степени являются опасными для окружающих, с другой — он способствует (должен способствовать) тому, чтобы человек, преступивший закон, больше его не преступал [1, с. 126–127].

С. М. Оганесян, обращаясь к роли звеньев государственного механизма в охране, обеспечении, защите правового порядка, выделяет особую роль в этом деле пенитенциарной системы, «различные элементы которой в той или иной мере осуществляют и охрану, и обеспечение, и защиту правопорядка, хотя каждый ориентирован преимущественно на что-то одно» [10, с. 20]. При этом ученый подчеркивает, что современная пенитенциарная система «должна быть построена на нравственно-этических основаниях исполнения наказания. Деятельность пенитенциарных учреждений должна быть ориентирована на постепенное сокращение административно-авторитарных методов и способов воздействия на осужденных и переход к доверительному сотрудничеству с ними» [10, с. 24]. И хотя последнее положение представляется нам несколько спорным, мы согласны с С. М. Оганесяном в том, что жесткие авторитарные средства и методы взаимодействия с осужденными не несут должного эффекта в деле исправления нарушившего закон человека. Необходимы иные пути. Речь не идет о потакании осужденным, о заигрывании с ними. Речь идет о создании в УИС отношений (как между сотрудниками и осужденными, так и между самими сотрудниками), в которых реализуются ценности взаимоуважения, справедливости, милосердия и иные ценности. Наполнение атмосферы исправительного учреждения ценностями позволит повысить эффективность воспитательного воздействия на преступивших закон людей и будет способствовать их подлинному, а не ситуативному исправлению. И здесь на первое место выходит личность сотрудника УИС как человека и профессионала: «Настоящий профессионал УИС формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального “стержня” повседневного поведения» [11, с. 209].

Важное влияние на формирование личности сотрудника УИС оказывает образовательный процесс ведомственного вуза ФСИН России. Особое место при этом отводится воспитанию как составляющей образовательного процесса. Среди многообразия видов воспитания акцент необходим на нравственном воспитании. Н. А. Тюгаева, В. Н. Котляр, С. И. Афанасьева видят педагогический смысл нравственного воспитания личности будущего сотрудника УИС «в том, чтобы помочь ему перейти от базовых поведенческих навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решений и моральный выбор» [18, с. 132].

Мы полагаем, что одним из важных результатов нравственного воспитания будущих сотрудников УИС должна стать личность курсанта, готового и способного осуществлять в рамках своей профессии деятельность по «очеловечиванию негуманного человека». Данное понятие является центральным в статье А. И. Козлова «Моральный фактор как причина процесса “очеловечивания негуманного человека” в моральной деятельности юриста» [7]. Автор видит содержание данного процесса в приобщении человека, преступившего черту закона, «к общечеловеческим ценностям, которые, в случае их осознания таким человеком, начинают определять его жизненные смыслы» [7, с. 52]. Но приобщить другого человека к ценностям может только тот, для кого данные ценности являются осознанными и принятыми смыслами, принимающими форму мотивов действий и поступков. В последних непосредственно проявляются качества личности, которые напрямую зависят от содержания ценностной сферы сознания курсанта: если она наполнена ценностями, трактуемыми как нравственные (добро, милосердие, справедливость и др.), то соответствующие качества проявят себя через конкретные поступки; если же содержание данной сферы составляют антиценности (жажда власти, эгоизм, лицемерие и др.), то и действия человека будут соответствовать им. Тем самым очевидным представляется факт, что ценностная сфера сознания курсанта должна быть наполнена нравственными ценностями. Такое наполнение осуществляется в процессе нравственного воспитания, которое понимается нами как приобщение курсантов к нравственным ценностям. Это понимание базируется на следующем утверждении О. К. Поздняковой: «Осуществлять нравственное воспитание студентов означает приобщать их к нравственным ценностям» [13, с. 129].

Спектр нравственных ценностей широк, однако в рамках конкретной профессии на первые места по значимости для эффективного решения задач профессиональной деятельности встают различные ценности. Полагаем, что это относится и к деятельности сотрудника УИС. Не обращаясь ко всему спектру нравственных ценностей, важных для сотрудника УИС в плане мотивирования его профессиональной деятельности, о которых речь идет в нашей статье в соавторстве с С. А. Клычковым [4], остановимся на ценности «ответственность». Полагаем, что необходимо вести речь не просто об ответственности, а об этической ответственности как совокупности обязательств, «в которых сочетаются моральные, традиционно-обычные, юридические, административные и некоторые другие требования (императивы)» [15]. С нашей точки зрения, при осуществлении нравственного воспитания курсантов ведомственного вуза необходимо особое внимание уделять формированию у них этической ответственности как нравственной ценности, принимающей форму мотива деятельности сотрудника УИС по «очеловечиванию негуманного человека». Понимание этической ответственности как ценности не противоречит ее пониманию как императива (совокупности императивов): «Наиболее важные, устоявшиеся в практике человеческих отношений ценности, — подчеркивают А. А. Гусейнов, Р. Г. Апреян, — имеют свои явные императивные продолжения. Но любая ценность, если она осознается как нравственная, воспринимается как должная к исполнению. Еще точнее: некая ценность осознается человеком как нравственная в той мере, в какой она становится для него императивом» [3, с. 198]. Императивы (требования) различаются в рамках конкретной профессии, соответственно, и в профессии сотрудника УИС. И здесь мы входим в сферу профессиональной этики.

Список литературы

1. Оганесян С. М. Место и роль пенитенциарной системы в механизме государства / С. М. Оганесян // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2005. — № 1. — С. 16–25.
2. Тюгаева Н. А. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России / Н. А. Тюгаева, В. Н. Котляр, С. И. Афанасьева. — М : Проспект ; Академия ФСИН России, 2017. — 200 с.
3. Тимофеева Е. А. Профессиональная этика сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор, способствующий профилактике их профессиональной деформации / Е. А. Тимофеева // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление
4. Росенко М. Н. Предмет профессиональной этики, ее категории и функции / Н. М. Росенко // Профессиональная этика / отв. ред. М. Н. Росенко. — СПб. : Петрополис, 2006. — С. 8–24.
5. Рахманкулова Н. Ф. Этическая ответственность в принятии решений / Н. Ф. Рахманкулова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9, № 2. — С. 20. — Режим доступа: <a href="https://elibrary.ru/download/elibrary_25032272_81270730." target="_blank">https://elibrary.ru/download/elibrary_25032272_81270730.</a>
6. Профессиональная этика и служебный этикет / под ред. В. Я. Кикотя. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 559 с.
7. Позднякова О. К. Нравственное воспитание студентов в образовательном процессе вуза / О. К. Позднякова // Научное отражение. — 2017. — № 5–6 (9–10). — С. 129–132.
8. Павлова Е. В. К вопросу о профессионально-этическом воспитании сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы / Е. В. Павлова, А. В. Аксенова // Мир политики и социологии. — 2015. — № 9. — С. 176–184.
9. Павлова Е. В. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы / Е. В. Павлова // NOVAINFO. — 2015. — Т. 2, № 33. — С. 209–219.
10. Алёхин И. А. Педагогические условия преодоления профессионального выгорания психологов в системе исполнения наказаний Российской Федерации / И. А. Алёхин, С. В. Кулакова // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 1 (73). — С. 125–131.
11. Лапутина Е. А. Некоторые вопросы морально-нравственного воспитания курсантов образовательных организаций ФСИН России / Е. А. Лапутина, К. А. Борисенко // Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства и деятельности уголовно-исполнит
12. Куркина И. Н. Особенности профессиональной этики сотрудников уголовно-исполнительной системы / И. Н. Куркина, О. В. Евсеева // Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вузов: взаимодействие, саморазвитие, сотрудничество : сб
13. Козлов А. И. Моральный фактор как причина процесса «очеловечивания негуманного человека» в моральной деятельности юриста / А. И. Козлов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — Т. 15, № 2. — С. 52–56.
14. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (Приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных госу
15. Звягинцев М. В. Технология нравственного воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН России / М. В. Звягинцев, С. А. Студеникина // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61–3. — С. 73–77.
16. Жалмурзин Р. Б. О ценностной сфере сознания курсантов — будущих сотрудников ФСИН России / Р. Б. Жалмурзин, С. А. Клычков // Поволжский педагогический вестник. — 2019. — Т. 7, № 1 (22). — С. 59–64.
17. Гусейнов А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2000. — 472 с.
18. Вотинов А. А. Особенности формирования профессиональной этики офицера уголовно-исполнительной системы на современном этапе / А. А. Вотинов // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уг

Остальные статьи