В статье изложено исследование внешней и внутренней стороны социальной ситуации развития в образовании и социально-психологической адаптации школьников, обучающихся в 8–10-х классах. В исследовании с участием 109 школьников применены опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А. К. Осницкого, опросники «Школьная ситуация» В. К. Зарецкого и А. Б. Холмогоровой и «Внутренняя позиция школьника» Д. В. Лубовского. Многие показатели школьной ситуации, внутренней позиции и социально-психологической адаптации повышаются у девятиклассников и снижаются в 10-м классе. Показана обусловленность этих изменений институциональными требованиями. Выявлена связь параметров школьной ситуации и социально-психологической адаптации, намечены перспективы дальнейших исследований.