Дата публикации: 01.10.2023

Соотношение институциональных требований, социально-психологической адаптации и внутренней позиции старших школьников

Аннотация

В статье изложено исследование внешней и внутренней стороны социальной ситуации развития в образовании и социально-психологической адаптации школьников, обучающихся в 8–10-х классах. В исследовании с участием 109 школьников применены опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А. К. Осницкого, опросники «Школьная ситуация» В. К. Зарецкого и А. Б. Холмогоровой и «Внутренняя позиция школьника» Д. В. Лубовского. Многие показатели школьной ситуации, внутренней позиции и социально-психологической адаптации повышаются у девятиклассников и снижаются в 10-м классе. Показана обусловленность этих изменений институциональными требованиями. Выявлена связь параметров школьной ситуации и социально-психологической адаптации, намечены перспективы дальнейших исследований.




Благодарности

Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования

выпускницу магистерской программы «Культурно-историческая психология

и деятельностный подход в образовании» кафедры ЮНЕСКО

«Культурно-историческая психология детства»

Список литературы

1. 11. Кон, И. С. Психология старшеклассника : пособие для учителей / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1980. — 192 с.
2. 21. Шейнов, В. П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности / В. П. Шейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 147–161. —
3. 20. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий [и др.]. — Москва : Форум, 2011. — 204 с.
4. 19. Толстых, Н. Н. Возможность свободы / Н. Н. Толстых // Культурно-историческая психология. — 2007. — Т. 3, № 1. — С. 19–28.
5. 18. Собкин, В. С. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 3. — С. 54–69. — DOI: 1
6. 17. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — № 1. — С. 43–56.
7. 16. Нежнова, Т. А. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема / Т. А. Нежнова // Журнал практического психолога. — 2008. — № 5. — С. 143–156.
8. 15. Мухина, В. С. Личность: мифы и реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты / В. С. Мухина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Национальный книжный центр, 2014. — 1084 с.
9. 14. Лубовский, Д. В. Профессиональное самоопределение выпускников полной средней школы и студентов-первокурсников бакалавриата / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 4 (57). — С. 164–173. — DOI: 10.51944/2073-8544_20
10. 13. Лубовский, Д. В. Опросник внутренней позиции обучающихся: особенности субъектности старшеклассников / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 161–168. — DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_161
11. 12. Лубовский, Д. В. Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости / Д. В. Лубовский // Горизонты зрелости : сб. науч. ст. / ред. Л. Ф. Обухова [и др.]. — Москва, 2015. — С. 39–46.
12. 1. Андреева, А. Д. Институциональные факторы социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — № 2 (59). — С. 39–52. — DOI: 10.51944/20738544_2022_2_39
13. 10. Козырева, П. М. Особенности и тенденции профессиональной самоидентификации в постсоветской России / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Социологический журнал. — 2021. — Т. 27, № 1. — С. 28–51. — DOI: 10.19181/socjour.2021.27.1.7843
14. 9. Карабанова, О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 5. — С. 16–26. — DOI: 10.17759/pse.2019240502
15. 8. Карабанова, О. А. Социальная ситуация развития ребенка : Структура, динамика, принципы коррекции : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Карабанова Ольга Александровна. — Москва, 2002. — 379 с.
16. 7. Зарецкий, Ю. В. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов / Ю. В. Зарецкий, В. К. Зарецкий, И. Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19, № 1. — С. 98–109. — EDN: SCYATL
17. 6. Дубровина, И. В. Актуальные аспекты личностного самоопределения школьников / И. В. Дубровина // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы : сб. ст. участников V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию психол.-пед. ф-т
18. 5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
19. 4. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения : сб. ст. / Л. С. Выготский. — Москва ; Ленинград : Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1935. — 133 с.
20. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 400 с.
21. 2. Андреева, А. Д. Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста / А. Д. Андреева, Л. А. Бегунова, А. Г. Лисичкина // Психологическая наука и образование. — 2023. — Т. 28, № 2. — С. 58–69. — DOI: 10.17759/pse.

Остальные статьи