В статье актуализируются возможности изучения механизмов и особенностей интеллектуальной социализации современных студентов в условиях академического общения (общения с разными субъектами образовательной среды высшей школы в процессе обучения). Предложена теоретическая модель сочетания механизмов и компонентов социализации с акцентом на интеллектуальные. Проанализированы структура и содержание социализации студентов в процессе обучения в вузе, описаны отдельные ее интеллектуальные механизмы. Приведены наиболее значимые результаты эмпирического изучения соотношения процессов интеллектуальной социализации и динамики сознания студентов в условиях академического общения. Даны практические рекомендации по поддержке и сопровождению интеллектуальной социализации в академическом общении студентов.
Культура общения представляется сложной системой, описываемой категориями физиологии, педагогики, психологии, она анализируется в историческом и межпредметном, а также деловом контексте.