Дата публикации: 01.07.2023

Интеллектуальные механизмы и особенности социализации студентов в условиях академического общения

Аннотация

В статье актуализируются возможности изучения механизмов и особенностей интеллектуальной социализации современных студентов в условиях академического общения (общения с разными субъектами образовательной среды высшей школы в процессе обучения). Предложена теоретическая модель сочетания механизмов и компонентов социализации с акцентом на интеллектуальные. Проанализированы структура и содержание социализации студентов в процессе обучения в вузе, описаны отдельные ее интеллектуальные механизмы. Приведены наиболее значимые результаты эмпирического изучения соотношения процессов интеллектуальной социализации и динамики сознания студентов в условиях академического общения. Даны практические рекомендации по поддержке и сопровождению интеллектуальной социализации в академическом общении студентов.




Стабильность современного общества во многом определяется состоянием сознания его нынешних поколений, а также того, которое будет включено в созидательную деятельность в ближайшее время, и прежде всего это относится к современному студенчеству.

Ученые отмечают среди характеристик студенческого возраста по сравнению с другими социальными группами высокий образовательный уровень, развитую познавательную мотивацию, социальную активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

Но сложность момента детерминирует и актуализирует новые качества, в частности когнитивный суверенитет, что подтверждает значимость исследований когнитивной сферы, и прежде всего студенческого контингента.

В период интенсивной социализации и развития высших психических функций личности значимым становится ее обратное влияние на когнитивно-развивающую сферу, и в частности на сознание субъектов высшей школы.

Вместе с тем в последнее десятилетие стало очевидным противоречие между необходимостью гармоничного сочетания процессов развития интеллектуальной и социальной сфер жизнедеятельности студенчества и нарушением их оптимального сочетания за счет интенсивного воздействия таких факторов, как цифровизация, динамика мотивации и др., характерных для современного общества.

Список литературы

1. 30. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР : в 2 т. — Москва, 1960. — Т. 2. — С. 110–125.
2. 21. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1989. — 254 с.
3. 22. Кузнецова, А. С. Копинг-стратегии как базовые составляющие системы индивидуальных ресурсов эффективной самопрезентации при прохождении собеседования по приему на работу / А. С. Кузнецова, А. А. Татарова // Психология совладающего поведения / под ред.
4. 23. Леонова, А. Б. Психодиагностика неблагоприятных функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. — Москва : Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
5. 24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
6. 25. Малышевский, А. Ф. Философия образования: человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство / А. Ф. Малышевский. — Санкт-Петербург : Иван Федоров, 2001. — 304 с.
7. 26. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе / А. М. Матюшкин, А. А. Понукалин // Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 76–82.
8. 27. Мельничук, А. С. Развитие интеллектуальных умений будущих психологов в структуре общепрофессиональной подготовки : выступление на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте Российской Федерации (12 октября 2006 г
9. 28. Моросанова, В. И. Развитие теории осознанной саморегуляции : дифференциальный подход / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2011. — № 3. — С. 132–144.
10. 29. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. — Москва : Знание, 1991. — 80 с.
11. 20. Ковалев, А. И. Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе / А. И. Ковалев // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — 2007. — № 1. — С. 73–77.
12. 31. Петровский, В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности / В. А. Петровский. — Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
13. 32. Роджерс, К. Становление личности : Взгляд на психотерапию : пер. с англ. / Карл Р. Роджерс. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2018. — 241 с.
14. 33. Сеунг, С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть / С. Сеунг ; пер. с англ. А. Кананадзе. — Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2015. — 440 с.
15. 34. Сеченов, И. М. Собрание сочинений И. М. Сеченова : Т. 1–2 / И. М. Сеченов ; Предисл.: чл. комис. М. А. Мензибир, Л. З. Мороховец, М. Н. Шатерников. — Москва : Имп. Моск. ун-т, 1906–1908.
16. 35. Соловьева, Н. В. Психологические механизмы социальной интеллектуализации / Н. В. Соловьева, А. Ф. Мамедбекова // Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. науч. тр
17. 36. Титова, М. А. Эффективность саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности в особых условиях труда / М. А. Титова // V съезд Российского психологического общества : матер. участников съезда. — Москва, 2012. — Т. 1. — С.
18. 37. Улыбина, Е. В. Психология обыденного сознания : монография / Е. В. Улыбина. — Москва : Смысл, 2001. — 266 с.
19. 38. Фельдштейн, Д. И. Научные кадры образовательной системы : пути повышения качества диссертационных исследований / Д. И. Фельдштейн // Образовательные технологии. — 2008. — № 3. — С. 9–18.
20. 39. Шиллер, Д. Социальные карты в мозге / Д. Шиллер, М. Шафер // В мире науки. — 2020. — № 5. — С. 33–39.
21. 11. Василюк, Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — С. 27–37.
22. 2. Акопов, Г. В. Многомерность как фактор поликонцептуальности сознания versus системная целостность сознания / Г. В. Акопов // Мир психологии. — 2018. — № 2. — С. 21–29.
23. 3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 363 с.
24. 4. Анисимов, О. С. Сознание и реализация его функций / О. С. Анисимов // Мир психологии. — 2018. — № 2. — С. 103–144.
25. 5. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала : учеб. пособие / А. Я. Анцупов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 391 с.
26. 6. Балтес, П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития : исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П. Б. Балтес // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1. — С. 60–78.
27. 7. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Развитие личности. — 2008. — № 4. — С. 186—197.
28. 8. Белан, Е. А. Психология активности: совладание личности с жизненными трудностями : монография / Е. А. Белан. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2008. — 130 с.
29. 9. Бодров, В. А. Психологические механизмы адаптации человека / В. А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда : современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. — Москва, 2007. — С. 42–61.
30. 10. Брэддик, У. Менеджмент в организации / У. Брэддик — Москва : Инфра-М, 1997. — 344 с.
31. 1. Абульханова, К. А. Сознание личности как жизненная способность / К. А. Абульханова // Мир психологии. — 2018. — № 2. — С. 30–46.
32. 12. Водопьянова, Н. Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание : учеб. пособие для вузов / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2017. — 343 с.
33. 13. Галахова, Е. С. Профессиональное становление студентов в воспитательной деятельности колледжа : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Галахова Елена Сергеевна. — Челябинск, 2010. — 22 с.
34. 14. Деркач, А. А. Педагогическая акмеология / А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева. — Москва : PAГС, 2007. — 159 с.
35. 15. Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л. Г. Дикая. — Москва : ИП РАН, 2003. — 318 с.
36. 16. Дридзе, Т. М. От герменевтики к семиосоциопсихологии : от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора / Т. М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологическо
37. 17. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 15–36.
38. 18. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 45–57.
39. 19. Князев, А. М. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования : учеб. пособие / А. М. Князев. — Москва : РАГС, 2007. — 128 с.

Остальные статьи