Цель исследования — выявление уровня продуктивности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза, разработка и обоснование психолого-педагогических основ продуктивной деятельности субъектов образования. Доказана гипотеза о том, что продуктивная деятельность субъектов образования будет эффективна, если выявлены уровни продуктивного взаимодействия преподавателя со студентами, представляющие возможность моделирования успешности совместной созидательной и самосозидательной деятельности по признакам продуктивности в образовательной среде. Выборка: 3440 человек, из них 290 преподавателей высшей школы и 3150 студентов психолого-педагогических, экономических, информационных технологий, сервиса, технических, сельскохозяйственных специальностей, а также специальностей по физической культуре и спорту (18–60 лет) за период 2001–2022 годов. Для выявления продуктивности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза применялась методика «Преподаватель глазами студентов», методика анализа и оценки культуры продуктивного взаимодействия преподавателя со студентами на учебных занятиях, методика анализа и оценки преподавания учебных дисциплин и профессионально-личностных качеств субъектов образования. Результаты: по всем исследуемым показателям взаимодействия на учебных занятиях выявлен средний уровень продуктивности. Исключением являются два указанных показателя продуктивного взаимодействия в научной среде вуза, развитых на низком уровне продуктивности. Выводы: профессионально-образовательные показатели культуры поведения преподавателей и показатели взаимодействия субъектов образования на учебных занятиях развиты и проявляются на среднем уровне продуктивности по методикам 1 и 2. По методике 3 установлено, что два показателя продуктивного взаимодействия в научной среде вуза развиты на низком уровне продуктивности, а остальные показатели — на среднем уровне. Именно поэтому важным фактором, обеспечивающим продуктивность взаимодействия субъектов образования, является развитие научных школ в профессиональной среде.