Дата публикации: 01.04.2023

Психолого-педагогические основы продуктивности субъектов образования в научно-профессиональной среде вуза

Аннотация

Цель исследования — выявление уровня продуктивности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза, разработка и обоснование психолого-педагогических основ продуктивной деятельности субъектов образования. Доказана гипотеза о том, что продуктивная деятельность субъектов образования будет эффективна, если выявлены уровни продуктивного взаимодействия преподавателя со студентами, представляющие возможность моделирования успешности совместной созидательной и самосозидательной деятельности по признакам продуктивности в образовательной среде. Выборка: 3440 человек, из них 290 преподавателей высшей школы и 3150 студентов психолого-педагогических, экономических, информационных технологий, сервиса, технических, сельскохозяйственных специальностей, а также специальностей по физической культуре и спорту (18–60 лет) за период 2001–2022 годов. Для выявления продуктивности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза применялась методика «Преподаватель глазами студентов», методика анализа и оценки культуры продуктивного взаимодействия преподавателя со студентами на учебных занятиях, методика анализа и оценки преподавания учебных дисциплин и профессионально-личностных качеств субъектов образования. Результаты: по всем исследуемым показателям взаимодействия на учебных занятиях выявлен средний уровень продуктивности. Исключением являются два указанных показателя продуктивного взаимодействия в научной среде вуза, развитых на низком уровне продуктивности. Выводы: профессионально-образовательные показатели культуры поведения преподавателей и показатели взаимодействия субъектов образования на учебных занятиях развиты и проявляются на среднем уровне продуктивности по методикам 1 и 2. По методике 3 установлено, что два показателя продуктивного взаимодействия в научной среде вуза развиты на низком уровне продуктивности, а остальные показатели — на среднем уровне. Именно поэтому важным фактором, обеспечивающим продуктивность взаимодействия субъектов образования, является развитие научных школ в профессиональной среде.




Введение 

Решением проблемы продуктивности субъектов образования на протяжении многих лет занимались зарубежные и отечественные исследователи (Джига Н. Д., 2012–2023; Кузьмина Н. В., 2012–2023; Манойлова М. А., 2007; Паутова Л. Е., 2006–2016; Кузьмина Н. В. и Жаринова Е. Н., 2014–2023), истоки проблематики которой — в трудах Ж. Руссо, И. Г. Гердера, Ф. Ницше, З. Фрейда, М. Вебера, К. Г. Юнга, О. Шпенглера, К. Ясперса, А. Тойнби, Л. А. Уайта, а также Н. А. Бердяева, П. А. Сорокина, В. М. Бехтерева, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, Б. Г. Ананьева и др. Их последователями стали Б. Ф. Ломов, Е. С. Кузьмин, А. А. Деркач, Л. Е. Варфоломеева, Н. Н. Обозов, Е. И. Степанова, В. Н. Софьина, А. М. Зимичев, В. П. Бранский, С. Д. Пожарский, И. А. Мироненко, И. А. Баева, Л. С. Колмогорова, В. В. Семикин, З. В. Румянцева и др.

По мнению Н. Д. Джиги (2015), показатели продуктивности субъектов образования в профессиональной среде определяются на основе критериев качества к конечным результатам, имеющих личностно-профессиональное и общественное признание на разных уровнях: микро-, макро и мегасреды. В связи с этим целесообразным представляется возрождение потребностей учета национальных особенностей высокопродуктивной системы образования и поиска путей совершенствования образования в регионах и в государстве в целом. В условиях ценностей, нестабильности современного социума актуализируется осмысление психолого-педагогической ориентации на поиск новых возможностей и путей достижения вершин продуктивности созидательной деятельности во всех сферах жизни современного общества. Возникающее хаотически структурируемое, дестабилизированное состояние общества полагает повышенную активность субъектов образования, в связи с чем актуализирует проблемы развития их созидательной деятельности и ставит задачи ответственности за поиск целесообразного выбора созидающего действия. Созидание продуктивного субъекта образования характеризуется как становление продуктивного субъекта образования с помощью преобразовательной деятельности разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового или воспроизводству модифицированных социально значимых материальных и духовных продуктов в соответствии с социально-профессиональными нормами и направленностью творческой активности, способствующих продуктивной актуализации природных потенциалов в созидаемых деятельностных продуктах. Результат созидания продуктивного субъекта образования — в самом человеке, в его творчестве, так как созидание продуктивного субъекта образования в переводе с английского — это креатив, то есть творчество, преобразовательная деятельность личности, индивидуальности и субъекта деятельности, что доказано Н. Д. Джигой в ее докторской диссертации «Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования» и ее монографии «Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования» [2]. Данная позиция обеспечит оптимальные пути саморазвития, постоянное самосовершенствование, самообразование, раскрытие реальных и потенциальных возможностей самореализации и потребности в переходе через себя сегодняшнего («Я-реальное») к «Я-будущему», «Я-профессионалу», «Я-созидателю-преобразователю». Данный тезис усиливает потребность разработки психолого-педагогических основ продуктивности субъектов образования. В основу его легли понятия «созидание», «духовные продукты», «продуктивный субъект образования», «созидательная деятельность субъектов образования», «мастерство».

Продуктивность субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза — процесс решения бесчисленного ряда психолого-педагогических, акмеологических, воспитательных, образовательных, общекультурных, профессиональных и исследовательских задач, подчиненных созиданию в свойствах субъектов образования духовных продуктов за время обучения в национальной системе образования [10; 11; 13]. Этот процесс включает овладение программами по конкретным учебным дисциплинам наук, обеспечивающих продуктивное решение предстоящих задач в условиях самостоятельной учебно-воспитательной, культурно-образовательной и будущей профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений [1–7; 14]. Цель исследования, представленного в статье, — выявление уровня продуктивности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза, разработка и обоснование психолого-педагогических основ продуктивной деятельности субъектов образования.

Материалы и методы исследования

Список литературы

1. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий / В. Н. Софьина, М. П. Габова, А. А. Беляева и др. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пу
2. Джига Н. Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования: монография / Н. Д. Джига. — Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 431 с.
3. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин) / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012.
4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе / Н. В. Кузьмина, В. Н. Софьина. — Санкт-Петербург : НУ «Центр стратегических исследований», 2012.
5. Кузьмина Н. В. История исследований педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : НУ «Центр стратегических исследований», 2020.
6. Кузьмина Н. В. Коммуникативная культура преподавателя высшей школы в образовательной акмеологии / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы : материалы II Всерос. форума с международным участием (Нальчик,
7. Кузьмина Н. В. Образовательные системы и науки, их изучающие. Акмеология развития 2021. Методологические и методические проблемы. Выпуск тридцать седьмой / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. — Санкт-Петербург : НУ «Центр стратегических исследов
8. Лукашенко М. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов / М. А. Лукашенко, А. А. Ожгихина // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 1. — С. 46–56. — DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56
9. Манойлова М. А. Психолого-акмеологические составляющие профессионального мастерства учителя / М. А. Манойлова // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». — 2007.
10. Паутова Л. Е. Акмеологические методы определения качества подготовки специалистов в высшей профессиональной школе / Л. Е. Паутова. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
11. Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности : учеб. пособие / Л. Е. Паутова. — Коломна : Московский государственный областной социальногуманитарный институт, 2016. — 184 с.
12. Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе: методические рекомендации / Н. В. Кузьмина, М. М. Духовная, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : НУ «Центр стратегических исследований», 2019.
13. Селезнева Н. А. Новое качество высшего образования в современной России / Н. А. Селезнева, А. И. Субетто. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
14. Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции : монография / В. Н. Софьина. — Санкт-Петербург : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2015.

Остальные статьи