В статье рассматриваются основные факторы включения экскурсий в образовательный процесс учебных заведений Российской империи в конце XIX в. Прослеживается становление экскурсий как формы организации познавательной деятельности учащихся. Проводится связь между развитием экскурсионного дела и научно-технической революцией в стране. Обосновывается мысль о заимствовании западного педагогического опыта использования дидактического потенциала ученических экскурсий. Подчеркивается вклад научных обществ, кружков, клубов в популяризацию ученических экскурсий. Определены все виды экскурсий с учащимися. Значительное внимание уделяется успешной реализации экскурсий в высшей школе. Автор приходит к выводу, что во второй половине XIX в. в большинстве учебных заведений страны экскурсии были полноправно отражены в учебных планах, имели прочную методическую базу, способствовали расширению научного кругозора учащихся, несли важное воспитательное и образовательное значение.