Результаты исследования показали, что для педагогов с низким уровнем личностно-профессионального развития характерны профессиональные деформации: эмоциональное выгорание, низкий уровень стрессоустойчивости и совладающего поведения. У большинства учащихся выявлены признаки маргинального сознания, прокрастинации, обусловленные сформированным синдромом выученной беспомощности, который транслируется учителями. Только педагог с высоким уровнем профессионального развития, ценностями гуманистического характера, отсутствием профессиональных деформаций способен создавать условия полисубъектного взаимодействия, в которых у учащихся не формируется личностная беспомощность. Разработанная технология преодоления барьеров личностного и профессионального развития доказала свою эффективность повышением уровня самосознания и интегральных личностных характеристик студентов, тем самым обеспечивая повышение уровня их личностно-профессионального развития.