Published Date: 31.12.2022

Модель подготовки будущих педагогов профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского

Annotation

Обращаясь к истокам зарождения отечественной педагогической науки — трудам К. Д. Ушинского — и рассматривая их через призму профессионально-педагогического образования, авторы представляют обновленную модель подготовки будущих педагогов профессионального образования. Представленная модель включает методологический, содержательно-смысловой, методико-инструментальный и оценочно-рефлексивный компоненты. Наибольшее внимание в статье уделяется первому, методологическому компоненту, который становится концептуальным ориентиром всей модели. В его состав включены целевые установки (подготовка педагога, благодаря сформированному желанию трудиться способного к саморазвитию, самовоспитанию и самоформированию, и, как следствие, самообразованию), принципы (систематичности, последовательности, связи теории с практикой, природосообразности), условия (творческий характер взаимодействия субъектов образовательного процесса) и подходы (деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный), берущие свое начало в идеях К. Д. Ушинского.



Library

1. Блинов В. И. Опережающая профподготовка: формирование системообразующих компонентов / В. И. Блинов, А. И. Сатдыков, С. А. Осадчева, Н. А. Красовский // Образовательная политика. — 2020. — № 4 (84). — С. 84–95.
2. Дубицкий В. В. Мастер производственного обучения 2.0: кадровый потенциал проекта «Профессионалитет»/ В.В.Дубицкий, А.А.Коновалов, А.И.Лыжин и др. // Образование и наука. — 2022. — Т.24, №1. — С.67–100. — DOI: <a href="https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-1" target="_blank">https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-67-1</a>
3. Есенина Е. Ю. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования / Е. Ю. Есенина, А. И. Сатдыков, А. А. Коновалов // Мир психологии. — 2022. — № 4 (111).
4. Кубрушко П. Ф. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования / П. Ф. Кубрушко, М. В. Шингарева, Ю. А. Атапина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — № 2. — С. 36–46. — DOI: <a href="https://doi.org/10.529" target="_blank">https://doi.org/10.529</a>
5. Максимова Е. А. Принципы эволюционного моделирования в исследовании развития профессионального образования / Е. А. Максимова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2022. — Т. 22, вып. 3. — С. 345–34
6. Романцев Г. М. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса / Г. М. Романцев, Н. В. Ронжина // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего п
7. Руденко И. В. Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе / И. В. Руденко, А. А. Ошкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9, № 2 (31). — С. 225–229. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/1
8. Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — 557 с.
9. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 54–131.
10. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 191–239.
11. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 12–32.
12. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избранные труды : в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. — М. : Дрофа, 2005. — С. 169–190.
13. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект / В. А. Федоров, П. Ф. Кубрушко, В. В. Дубицкий, А. В. Феоктистов // Образование и наука. — 2022. — Т. 24, № 7. — С. 11–44. — DOI: 10.17853/1994-
14. Федоров В. А. Сопряжение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций в СПО / В. А. Федоров, Н. В. Третьякова, Г. А. Тюрина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — Т. 10, № 3. — С. 35–54. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
15. Шаров А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей / А. А. Шаров, А. А. Коновалов // Science for Education Today. — 2022. — Т. 12, № 5. — С. 7–21. — DOI: <a href="http://dx.doi.org/10.15293/" target="_blank">http://dx.doi.org/10.15293/</a> 2658-67
16. De Leon L. P. ICT in Career Guidance. A Case Study of a “Blended Learning” Career Guidance Programme for Music Students / L. P. de Leon, P. L. Castro // Procedia Social and Behavioral Sciences. — 2014. — No. 116. — P. 2049–2058.

Other articles