Published Date: 31.12.2022

Научно-образовательные центры как основа реализации экосистемного подхода в техническом вузе

Annotation

Социально-экономические изменения в народном хозяйстве страны затрагивают и систему образования. Вслед за изменениями в экономике происходит трансформация в системе образования: внедряются новые подходы в организацию, содержание образовательного процесса и управление им. Одним из успешных новшеств было применение кластерного подхода. Однако пандемия внесла существенные изменения в образовательный процесс. Дистанционное, смешанное обучение, цифровизация расширили возможности получения образования. Появились многочисленные образовательные организации (курсы, школы, центры знаний и т. д.). Они востребованы обучающимися. В состав образовательных кластеров они не вошли, да и не хотят этого. Значит, необходимы новые формы управления образовательным процессом, например, экосистемный подход в образовании. Образовательные экосистемы позволяют обучающимся постоянно обновлять свои знания, осваивать новые компетенции в течение всей жизни, тем самым создают экосистему человека.



Library

1. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень / С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова, К. М. Анчиков ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2021. — 44 с. — (Мониторинг экономики образования; № 7)
2. Богоудинова Р. З. Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования / Р. З. Богоудинова, Е. Е. Царева // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6. — С. 50–57.
3. Боровская М. А. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы / М. А. Боровская, М. А. Масыч, М. В. Паничкина // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9, № 5. — С. 15–35.
4. Боровская М. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход / М. А. Боровская, А. Ю. Никитаева, М. Р. Бечвая, О. А. Черниченко // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26, № 2. — С
5. Вильданов И. Э. Педагогическая характеристика экосистемы технического университета / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 1. — С. 60–71.
6. Вильданов И. Э. Разработка технологий открытого дистанционного образования в современных условиях в техническом вузе / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 6 (143). — С. 64–69.
7. Ветчинова М. Н. Образовательная экосистема как парадигма образования в XXI в. / М. Н. Ветчинова // Историко-педагогический журнал. — 2022. — № 4. — С. 89–97.
8. Горячева Т. В. Принципы формирования экосистем предпринимательских вузов / Т. В. Горячева // Региональные вузы — драйверы пространственного развития России : матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвященной 90-летию Удмуртского государс
9. Игропуло И. Ф. Моделирование экосистемы ориентированного предпринимательского образования в университете / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3. — С. 19–27.
10. 10. Изотова А. Г. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А. Г. Изотова, Е. С. Гаврилюк // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12, № 2. — С. 1211–1226. — DOI: 10.18334 / vinec 114869
11. Ищенко-Падукова О. А. Образовательная экосистема в методологических координатах двухсекторной модели смешанной экономики / О. А. Ищенко-Падукова, И. В. Мовчан // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 3. — С. 106–110.
12. Корчагин Е. А. Интеграция как основа уровневого профессионального образования в научно-образовательном кластере / Е. А. Корчагин, Р. С. Сафин // Высшее образование в России. — 2013. — № 6. — С. 19–25.
13. Сафин Р. С. Строительный научно-образовательный кластер: опыт, особенности, преимущества / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов и др. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015.
14. Лукша П. В. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] / П. В. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста ; Доклад GEF&МШУ «Сколково». — Режим доступа: <a href="https://drive.google.com/file/d/1_" target="_blank">https://drive.google.com/file/d/1_</a> hS84J5u2LnwmrUs (дата о
15. Максимова А. Е. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов : дис. … д-ра пед. наук / А. Е. Максимова. — Саратов, 2021. — 346 с.
16. Махновец С. Н. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни / С. Н. Махновец, О. А. Попова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. — 2017. — № 4. — С. 141–149.
17. Сафин Р. С. Интеграционный процесс формирования и развития строительного образовательного кластера / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, Г. М. Загидуллина и др. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 4 (22).
18. Сафин Р. С. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов, Р. Н. Абитов // Формирование кадрового потенциала СПО — инновационные процес
19. Сизихина Н. Н. Профессиональные компетенции студентов СПО в условиях инновационной образовательной экосистемы / Н. Н. Сизихина // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 4. — С. 41–43.
20. Федоров А. А. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования / А. А. Федоров, Г. А. Папуткова, Э. К. Самерханова и др. // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 1. — С. 52
21. Ясвин В. А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.

Other articles