Published Date: 01.01.2023

Scientific and Educational Centers as the Basis for the Implementation of the Ecosystem Approach in a Technical University

Annotation

Socio-economic changes in the national economy of the country also affect the education system. Following the changes in the economy, there is a transformation in the education system: new approaches are being introduced to the organization, content and management of the educational process. One of the successful innovations was the use of a cluster approach. However, the pandemic has brought significant changes to the educational process. Distance, blended learning, digitalization have expanded educational opportunities. Numerous educational organizations have emerged (courses, schools, knowledge centers, etc.). They are in demand by students. They are not included in the educational clusters, and they do not want to be. This means that new forms of educational process management are needed, for example, an ecosystem approach in education. Educational ecosystems allow students to constantly update their knowledge, master new competencies throughout their lives, thereby creating a human ecosystem.




Library

1. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень / С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова, К. М. Анчиков ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2021. — 44 с. — (Мониторинг экономики образования; № 7)
2. Богоудинова Р. З. Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования / Р. З. Богоудинова, Е. Е. Царева // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6. — С. 50–57.
3. Боровская М. А. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы / М. А. Боровская, М. А. Масыч, М. В. Паничкина // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9, № 5. — С. 15–35.
4. Боровская М. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход / М. А. Боровская, А. Ю. Никитаева, М. Р. Бечвая, О. А. Черниченко // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26, № 2. — С
5. Вильданов И. Э. Педагогическая характеристика экосистемы технического университета / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 1. — С. 60–71.
6. Вильданов И. Э. Разработка технологий открытого дистанционного образования в современных условиях в техническом вузе / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 6 (143). — С. 64–69.
7. Ветчинова М. Н. Образовательная экосистема как парадигма образования в XXI в. / М. Н. Ветчинова // Историко-педагогический журнал. — 2022. — № 4. — С. 89–97.
8. Горячева Т. В. Принципы формирования экосистем предпринимательских вузов / Т. В. Горячева // Региональные вузы — драйверы пространственного развития России : матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвященной 90-летию Удмуртского государс
9. Игропуло И. Ф. Моделирование экосистемы ориентированного предпринимательского образования в университете / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3. — С. 19–27.
10. Изотова А. Г. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования / А. Г. Изотова, Е. С. Гаврилюк // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12, № 2. — С. 1211–1226. — DOI: 10.18334 / vinec 114869
11. Ищенко-Падукова О. А. Образовательная экосистема в методологических координатах двухсекторной модели смешанной экономики / О. А. Ищенко-Падукова, И. В. Мовчан // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2021. — № 3. — С. 106–110.
12. Корчагин Е. А. Интеграция как основа уровневого профессионального образования в научно-образовательном кластере / Е. А. Корчагин, Р. С. Сафин // Высшее образование в России. — 2013. — № 6. — С. 19–25.
13. 1. Aktual’nye kharakteristiki shkol’noi obrazovatel’noi ekosistemy : informatsionnyi byulleten’ / S. I. Zair-Bek, T. A. Mertsalova, K. M. Anchikov ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — Moskva : NIU VShE, 2021. — 44 s. — (Monitoring ekonomiki
14. 2. Bogoudinova R. Z. Ekosistemnyi podkhod v sisteme transformatsii professional’nogo obrazovaniya / R. Z. Bogoudinova, E. E. Tsareva // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2022. — № 6. — S. 50–57.
15. 3. Borovskaya M. A. Sovershenstvovanie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: klasternyi i ekosistemnyi podkhody / M. A. Borovskaya, M. A. Masych, M. V. Panichkina // Gumanitarii Yuga Rossii. — 2020. — T. 9, № 5. — S. 15–35.
16. 4. Borovskaya M. A. Finansovye instrumenty v ekonomicheskikh mekhanizmakh strategicheskogo razvitiya nauki i obrazovaniya: ekosistemnyi podkhod / M. A. Borovskaya, A. Yu. Nikitaeva, M. R. Bechvaya, O. A. Chernichenko // Finansy: teoriya i praktika. — 2022
17. 5. Vil’danov I. E. Pedagogicheskaya kharakteristika ekosistemy tekhnicheskogo universiteta / I. E. Vil’danov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2023. — № 1. — S. 60–71.
18. 6. Vil’danov I. E. Razrabotka tekhnologii otkrytogo distantsionnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh v tekhnicheskom vuze / I. E. Vil’danov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2020. — № 6 (143). — S. 64–69.
19. 7. Vetchinova M. N. Obrazovatel’naya ekosistema kak paradigma obrazovaniya v XXI v. / M. N. Vetchinova // Istoriko-pedagogicheskii zhurnal. — 2022. — № 4. — S. 89–97.
20. 8. Goryacheva T. V. Printsipy formirovaniya ekosistem predprinimatel’skikh vuzov / T. V. Goryacheva // Regional’nye vuzy — draivery prostranstvennogo razvitiya Rossii : mater. Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi 90-letiyu U
21. 9. Igropulo I. F. Modelirovanie ekosistemy sotsial’no orientirovannogo predprinimatel’skogo obrazovaniya v universitete / I. F. Igropulo, V. K. Shapovalov, M. M. Arutyunyan // Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2020. —
22. 10. Izotova A. G. Ekosistemnyi podkhod kak novyi trend razvitiya vysshego obrazovaniya / A. G. Izotova, E. S. Gavrilyuk // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki. — 2022. — T. 12, № 2. — S. 1211–1226. — DOI: 10.18334 / vinec 114869
23. 11. Ishchenko-Padukova O. A. Obrazovatel’naya ekosistema v metodologicheskikh koordinatakh dvukhsektornoi modeli smeshannoi ekonomiki / O. A. Ishchenko-Padukova, I. V. Movchan // Gosudarstvennoe i munitsipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski. — 2021. — № 3.
24. 12. Korchagin E. A. Integratsiya kak osnova urovnevogo professional’nogo obrazovaniya v nauchno-obrazovatel’nom klastere / E. A. Korchagin, R. S. Safin // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 6. — S. 19–25.
25. 13. Safin R. S. Stroitel’nyi nauchno-obrazovatel’nyi klaster: opyt, osobennosti, preimushchestva / R. S. Safin, E. A. Korchagin, I. E. Vil’danov i dr. // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie n
26. 14. Luksha P. V. Obrazovatel’nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / P. V. Luksha, Dzh. Spenser-Keis, D. Kubista ; Doklad GEF&MShU «Skolkovo». — Rezhim dostupa: <a href="https://drive.google.com/file/d/1_hS84J" target="_blank">https://drive.google.com/file/d/1_hS84J</a>
27. 15. Maksimova A. E. Kontseptsiya razvitiya professional’nogo obrazovaniya v Rossii pri smene nauchno-tekhnologicheskikh ukladov : dis. … d-ra ped. nauk / A. E. Maksimova. — Saratov, 2021. — 346 s.
28. 16. Makhnovets S. N. Novaya ekosistema obrazovaniya kak sistemoobrazuyushchii vektor kachestva zhizni / S. N. Makhnovets, O. A. Popova // Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. — 2017. — № 4. — S. 141–149.
29. 17. Safin R. S. Integratsionnyi protsess formirovaniya i razvitiya stroitel’nogo obrazovatel’nogo klastera / R. S. Safin, E. A. Korchagin, G. M. Zagidullina i dr. // Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel’nogo universiteta. — 2012. —
30. 18. Safin R. S. Nauchno-obrazovatel’nyi klaster kak forma vzaimodeistviya vysshego, srednego professional’nogo obrazovaniya i proizvodstva / R. S. Safin, E. A. Korchagin, I. E. Vil’danov, R. N. Abitov // Formirovanie kadrovogo potentsiala SPO — innovatsio
31. 19. Sizikhina N. N. Professional’nye kompetentsii studentov SPO v usloviyakh innovatsionnoi obrazovatel’noi ekosistemy / N. N. Sizikhina // Professional’noe obrazovanie. Stolitsa. — 2017. — № 4. — S. 41–43.
32. 20. Fedorov A. A. Proektirovanie novogo dizaina obrazovatel’noi ekosistemy vuza v kontekste modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya / A. A. Fedorov, G. A. Paputkova, E. K. Samerkhanova i dr. // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2018. — T. 23, №
33. 21. Yasvin V. A. obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin. — Moskva : Smysl, 2001. — 365 s.
34. Ясвин В. А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.
35. Федоров А. А. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования / А. А. Федоров, Г. А. Папуткова, Э. К. Самерханова и др. // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 1. — С. 52
36. Сизихина Н. Н. Профессиональные компетенции студентов СПО в условиях инновационной образовательной экосистемы / Н. Н. Сизихина // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 4. — С. 41–43.
37. Сафин Р. С. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов, Р. Н. Абитов // Формирование кадрового потенциала СПО — инновационные процес
38. Сафин Р. С. Интеграционный процесс формирования и развития строительного образовательного кластера / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, Г. М. Загидуллина и др. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 4 (22).
39. Махновец С. Н. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни / С. Н. Махновец, О. А. Попова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. — 2017. — № 4. — С. 141–149.
40. Максимова А. Е. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов : дис. … д-ра пед. наук / А. Е. Максимова. — Саратов, 2021. — 346 с.
41. Лукша П. В. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] / П. В. Лукша, Дж. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста ; Доклад GEF&МШУ «Сколково». — Режим доступа: <a href="https://drive.google.com/file/d/1_" target="_blank">https://drive.google.com/file/d/1_</a> hS84J5u2LnwmrUs (дата о
42. Сафин Р. С. Строительный научно-образовательный кластер: опыт, особенности, преимущества / Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов и др. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015.

Other articles