Published Date: 01.01.2023

Cultural Approach to Russian Language Teaching in the Learning and Educating of Young School Children

Annotation

The article deals with the issue of the relationship between the learning and educating younger school children. It outlines one of the possible ways to solve the problem to implement a cultural approach into the process of Russian language teaching. It represents the main principles, methods, techniques and tools that implement the named approach. The author has described the stages of the pedagogical experiment and given some examples of text-based exercises aimed at forming a positive and emotionally colored relation to knowledge of the culture and traditions of the Russian people and expansion of historical and cultural knowledge among school children.




Library

1. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка : учеб. пособие для студ. пед. интов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Ф. И. Буслаев. — М. : Просвещение, 1992. — 512 с.
2. Васильева Н. В. Формирование у школьников культуроведческой компетенции при изучении фразеологизмов в курсе русского языка : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Васильева. — Екатеринбург, 2017. — 23 с.
3. Воителева Т. М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников / Т. М. Воителева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. — 20
4. Дейкина А. Д. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку : монография / А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова и др. — М. : Прометей — МПГУ, 2005. — 136 с.
5. Дистервег В. О природосообразности и культуросообразности в обучении [Электронный ресурс] / В. Дистервег. — Режим доступа: <a href="http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/" target="_blank">http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/</a> Diesterweg/Diesterweg_Adolf_Nature_and_Culture.htm#А2_Дистервег (дата
6. Львов М. Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) / М. Р. Львов // Русский язык в школе. — 2001. — № 4. — С. 3–8.
7. Михеева Л. Н. Русские народные праздники / Л. Н. Михеева. — М. : Дрофа-Плюс, 2007. — 80 с.
8. Мишатина Н. Л. Лингвоконцептология как теоретико-прикладное направление современной методики / Н. Л. Мишатина // Университетский научный журнал. — 2012. — № 2. — С. 77–88.
9. 1. Buslaev F. I. Prepodavanie otechestvennogo yazyka : ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov po spets. «Rus. yaz. i lit.» / F. I. Buslaev. — Moskva : Prosveshchenie, 1992. — 512 s.
10. 2. Vasil’eva N. V. Formirovanie u shkol’nikov kul’turovedcheskoi kompetentsii pri izuchenii frazeologizmov v kurse russkogo yazyka : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / N. V. Vasil’eva. — Ekaterinburg, 2017. — 23 s.
11. 3. Voiteleva T. M. Kul’turovedcheskii podkhod k obucheniyu russkomu yazyku kak sposob formirovaniya tsennostnykh orientatsii shkol’nikov / T. M. Voiteleva // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. Filologiche
12. 4. Deikina A. D. Formirovanie kul’turovedcheskoi kompetentsii uchashchikhsya pri obuchenii russkomu yazyku : monografiya / A. D. Deikina, A. P. Eremeeva, L. A. Khodyakova i dr. — Moskva : Prometei — MPGU, 2005. — 136 s.
13. 5. Disterveg V. O prirodosoobraznosti i kul’turosoobraznosti v obuchenii [Elektronnyi resurs] / V. Disterveg. — Rezhim dostupa: <a href="http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Adolf_Nature_and_Culture.htm#A2_Disterveg" target="_blank">http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Adolf_Nature_and_Culture.htm#A2_Disterveg</a> (data obrashcheniya: 17.0
14. 6. L’vov M. R. Rol’ rodnogo yazyka v stanovlenii dukhovnogo mira lichnosti (opyt modelirovaniya) / M. R. L’vov // Russkii yazyk v shkole. — 2001. — № 4. — S. 3–8.
15. 7. Mikheeva L. N. Russkie narodnye prazdniki / L. N. Mikheeva. — Moskva : Drofa-Plyus, 2007. — 80 s.
16. 8. Mishatina N. L. Lingvokontseptologiya kak teoretiko-prikladnoe napravlenie sovremennoi metodiki / N. L. Mishatina // Universitetskii nauchnyi zhurnal. — 2012. — № 2. — S. 77–88.
17. 9. Novikova L. I. Kul’turovedcheskii aspekt obucheniya russkomu yazyku v 5–9-kh klassakh kak sredstvo postizheniya uchashchimisya natsional’noi kul’tury : dis. … d-ra ped. nauk / L. I. Novikova. — Moskva, 2005. — 515 s.
18. 10. Novikova T. F. Kul’turologicheskii podkhod k prepodavaniyu russkogo yazyka: model’ regional’nogo komponenta : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / T. F. Novikova. — Moskva, 2007. — 47 s.
19. 11. Obuchenie russkomu yazyku v shkole : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / E. A. Bystrova, S. I. L’vova, V. I. Kapinos i dr. ; pod red. E. A. Bystrovoi. — Moskva : Drofa, 2004. — 237 s.
20. 12. Pakhnova T. M. Razvivayushchaya rechevaya sreda kak sredstvo priobshcheniya k kul’ture / T. M. Pakhnova // Russkii yazyk v shkole. — 2003. — № 4. — S. 8–16.
21. 13. Pakhnova T. M. Tekst kak osnova sozdaniya na urokakh russkogo yazyka razvivayushchei rechevoi sredy / T. M. Pakhnova // Russkii yazyk v shkole. — 2000. — № 4. — S. 3–12.
22. 14. Sychugova L. P. Metodika obucheniya rechi v kontekste iskusstva : ucheb. posobie / L. P. Sychugova. — Kirov : Raduga-PRESS, 2012. — 323 s.
23. 15. Ushinskii K. D. O pervonachal’nom prepodavanii russkogo yazyka / K. D. Ushinskii // Khrestomatiya po metodike russkogo yazyka. Metody obucheniya russkomu yazyku v obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh : posobie dlya uchitelya. — Moskva : Prosveshche
24. 16. Khodyakova L. A. Kul’turovedcheskii podkhod kak bazisnaya kategoriya metodiki prepodavaniya russkogo yazyka (razvitie rechi) / L. A. Khodyakova // Sovremennye tendentsii v razvitii metodiki prepodavaniya russkogo yazyka : kollektivnaya monografiya. —
25. 17. Khodyakova L. A. Kul’turovedcheskii podkhod v prepodavanii russkogo yazyka : monografiya / L. A. Khodyakova. — Moskva : Izd-vo MGOU, 2012. — 291 s.
26. 18. Khodyakova L. A. Printsip soizucheniya yazyka i kul’tury v kurse metodiki prepodavaniya russkogo yazyka / L. A. Khodyakova // Aktual’nye problemy prepodavaniya russkogo yazyka na sovremennom etape rossiiskogo srednego i vysshego obrazovaniya : mater.
27. Ходякова Л. А. Принцип соизучения языка и культуры в курсе методики преподавания русского языка / Л. А. Ходякова // Актуальные проблемы преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования : матер. Всерос. науч.практ
28. Ходякова Л. А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка : монография / Л. А. Ходякова. — М. : Изд-во МГОУ, 2012. — 291 с.
29. Ходякова Л. А. Культуроведческий подход как базисная категория методики преподавания русского языка (развитие речи) / Л. А. Ходякова // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка : коллективная монография. — М. : Спутник +, 2017
30. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка / К. Д. Ушинский // Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 1996. — С. 87–92.
31. Сычугова Л. П. Методика обучения речи в контексте искусства : учеб. пособие / Л. П. Сычугова. — Киров : Радуга-ПРЕСС, 2012. — 323 с.
32. Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. — 2000. — № 4. — С. 3–12.
33. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. — 2003. — № 4. — С. 8–16.
34. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. Е. А. Быстровой. — М. : Дрофа, 2004. — 237 с.
35. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: модель регионального компонента : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т. Ф. Новикова. — М., 2007. — 47 с.
36. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5–9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры : дис. … д-ра пед. наук / Л. И. Новикова. — М., 2005. — 515 с.

Other articles