Published Date: 01.04.2023

Career Guidance Game as a Method of Formation and Development of Professional Plans of Gifted Teenagers

Annotation

Professional orientation of gifted teenagers presupposes application of methods, that take into account social and psychological characteristics of the given group. The aim of the investigation is to reveal the influence of career guidance game on the formation and development of professional plans of gifted teenagers. 65 senior pupils, who study at a centre for gifted children, took part in the investigation. They were divided into a control and experimental group. A career guidance game was conducted with the gifted teenagers from the second group. Before and after the experiment, a psycho-diagnostic evaluation of both groups was performed with the use of N. S. Pryazhnikov’s questionnaire “Personal Professional Perspective”. Two non-parametric (Wilcoxon’s signed-rank and Pearson’s chisquared) were applied to set the differences. It is established that the career guidance game contributes to the formation and development of professional plans of gifted adolescents.




Library

1. 25. Smith, C. K. Supporting the Career Development of Gifted Students : New Role and Function for School Psychologists / C. K. Smith, S. M. Wood // Psychology in the Schools. — 2020. — Vol. 57, № 10. — P. 1558–1568. — <a href="https://doi.org/10.1002/pits.22344" target="_blank">https://doi.org/10.1002/pits.22344</a>
2. 24. Renzulli, J. S. The Revolving-Door Model : A New Way of Identifying the Gifted / J. S. Renzulli, S. M. Reis, L. H. Smith // Phi Delta Kappen. — 1981. — Vol. 62. — P. 648–649.
3. 23. Renzulli, J. S. An alternative approach to identifying and programming for gifted and talented students / J. S. Renzulli // Gifted Child Today. — 1980. — Vol. 15. — P. 4–11.
4. 22. Peterson, J. S. Counseling the Gifted / J. S. Peterson, S. M. Moon // Handbook of Giftedness in Children / ed. by S. I. Pfeiffer. — New York, 2008. — P. 223–245. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1007/978-0-387-74401-8_12
5. 21. MeTycoon : A game-based approach to career guidance / I. Dunwell, P. Lameras, S. De Freitas [et al.] // 5th International Conference on Games and Virtual Worlds for Serious Applications (VS-GAMES) // IEEE. — 2013. — P. 1–6. — <a href="http://dx.doi.org/10.1109" target="_blank">http://dx.doi.org/10.1109</a>
6. 20. Karnes, F. A. Methods and materials for teaching the gifted/ F. A. Karnes, S. M. Bean.— 5th ed. — New York : Routledge, 2021. — 516 p. — <a href="https://doi.org/10.4324/9781003236610" target="_blank">https://doi.org/10.4324/9781003236610</a>
7. 19. Щебланова, Е.И.Особые трудности профессионального выбора интеллектуально одаренных старшеклассников / Е. И. Щебланова // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. ко
8. 18. Щебланова, Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е. И. Щебланова. — Москва : Изд-во Московского психолого-cоциального института, 2004. — 368 с.
9. 17. Шумакова, Н.Б. «Подводные камни» профессионального самоопределения одаренных подростков и их сверстников / Н. Б. Шумакова // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ
10. 16. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 2. — С. 65–74.
11. 15. Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 320 с.
12. 14. Специфические аспекты формирования профессиональных планов одаренными подростками / О. Ю. Ангелова, М. В. Прохорова, Т. О. Подольская, А. Н. Фортунатов // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы : сб. матер Всерос. науч.
13. 13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их даль нейшего развития : Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239. — Доступ из СПС «Гарант» (дата о
14. 12. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская [и др.]. — 2-е изд., расш. и перераб.— Москва : Министерство образования Российской Федерации, 2003. — 94 c.
15. 11. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2007. — 320 с.
16. 10. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы) / Н. С. Пряжников. — Москва : ВАКО, 2005. — 288 с.
17. 9. Прохорова, М. В. Опросная методика «Планирование профессионального пути» как инструмент научных и прикладных исследований / М. В. Прохорова, А. В. Савичева // Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2022. — № 12. — С. 38–45. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.20339/AM
18. 8. Петрова, С. О. Представления интеллектуально одаренных школьников о характеристиках успешных учителей / С. О. Петрова // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию, Москва, 05–06 июля 2021 г. —
19. 7. Николаева, Э. Ф. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков / Э. Ф. Николаева, М. А. Ковалева // Гуманитарные балканские исследования. — 2019. — Т. 3, № 1 (3). — С. 40–42.
20. 6. Кашапов, М. М. Ресурсная готовность педагога к работе с одаренными обучаемыми / М. М. Кашапов // Человеческий фактор: социальный психолог. — 2019. — № 2 (38). — С. 90–101.
21. 5. Гордеева, Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации / Т. О. Гордеева // Психологические исследования. — 2011. — № 1 (15). — С. 7.
22. 4. Влияние личностных характеристик учителя на психологическое благополучие одаренных обучающихся / Л. И. Акованцева, Л. М. Митина, В. Н. Барцевич [и др.] // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения : сб. ст. XI
23. 3. Богоявленская, Д. Б. Психологические основы профилактики криминализации таланта / Д. Б. Богоявленская // Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 3 (48). — С. 8–15. — <a href="https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.3(48).008-015" target="_blank">https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.3(48).008-015</a>
24. 2. Белова, Е. С. Вопросы консультирования родителей одаренных дошкольников / Е. С. Белов // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка, Москва, 05–07 ноября 2020 г. : сб. матер. — Москва,
25. 1. Адамчук, Д. В. Профессиональные и образовательные планы с позиции школьников и учителей / Д. В. Адамчук // Управление образованием: теория и практика. — 2018. — № 4 (32). — С. 50–59.

Other articles