Published Date: 01.10.2023

Фасилитация как эффективный метод повышения продуктивности групповой работы в вузе

Annotation

В статье рассматривается фасилитация как эффективный метод повышения продуктивности групповой работы в вузе. Подчеркивается вклад фасилитатора в процесс нахождения и принятия группой правильного решения. Представлены и подробно рассмотрены основные качества, необходимые фасилитатору-педагогу для работы с группой студентов. Автор статьи подчеркивает междисциплинарность фасилитации, ее востребованность в других областях. Дается глубокий анализ схем осуществления основных видов фасилитации — базовой фасилитации и групповой. Особое внимание уделено составляющим процесса групповой фасилитации. Автор дает обобщенную характеристику основным форматам группового обсуждения. В исследовании представлены наиболее популярные в образовательном процессе высшей школы авторские фасилитативные методы. Выяснены ведущие фасилитативные принципы. Автор приходит к выводу о несомненной значимости фасилитации в процессе организации продуктивной групповой работы в вузе.



Library

1. 1. Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Вопросы психологии. — 2002. — № 4. — С. 21–25.
2. 2. Возможности фасилитации при групповой работе / Л. В. Адонина, Т. Б. Кузёма, А. В. Вишнякова, И. А. Тяллева // Гуманитарно-педагогическое образование. — 2020. — Т. 6, № 2. — С. 15–20.
3. 3. Жижина И. В. Особенности развития фасилитации педагога как фактор его профессионального роста / И. В. Жижина // Пихолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. — Санкт-Петербург : РПТУ, 1999. — С. 340–341.
4. 4. Жижина И. В. Педагогическая фасилитация — фактор профессионального роста учителя / И. В. Жижина // Образование для человека: к будущему от прошлого. — Нижний Тагил : ИРРО, 1998. — 89 с.
5. 5. Жижина И. В. Психологические особенности педагогической фасилитации / И. В. Жижина, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 1999. — № 2 (2). — С. 93–97.
6. 6. Кайзер Т. Фасилитация на практике. Как добывать золото, работая с группами [Электронный ресурс] / Т. Кайзер. — URL: <a href="http://sber.me/?p=DF9dK" target="_blank">http://sber.me/?p=DF9dK</a> (дата обращения: 20.09.2023).
7. 7. Козырева О. А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О. А. Козырева // Вестник Мининского университета. — 2021. — № 12–5. — С. 902–905.
8. 8. Пушкина О. В. Развитие фасилитационного стиля общения учителя в педагогическом взаимодействии / О. В. Пушкина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5. — С. 172–174.
9. 9. Пушкина О. В. Атрибутивный анализ педагогической фасилитации профессионального самоопределения учащихся / О. В. Пушкина // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи в поликультурном информационном и кадровом пространстве : матер
10. 10. Ромашина С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Я. Ромашина. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 2002. — 204 с.
11. 11. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения / С. Кейнер, Л. Линд, К. Толди и др. ; пер. с англ. — Москва : Издательство Дмитрия Лазарева, 2015. — 328 с.

Other articles