Published Date: 01.10.2023

Formation of Methodological Competence in the Preparation of Future Teachers for Educational Activities

Annotation

The article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, revealed the essence of methodological competence in the preparation of future teachers for educational activities, determined its structure, stages of formation. The results of the study of the reflexiveassessment component of the methodological competence of future teachers in education are presented. Based on the assessment by future teachers of their knowledge, skills of the method of educational work, deficits in methodological competence were revealed. The importance of improving the substantive and procedural component of the teacher’s methodological competence has been proven. The module of preparing him for educational work is described.




Library

1. 11. Моргачева Н. В. Формирование методической компетентности будущего учителя естествознания посредством интерактивных технологий / Н. В. Моргачева. — Москва: Флинта, 2022. — 165 с.
2. Morgacheva N. V. Formirovanie metodicheskoi kompetentnosti budushchego uchitelya estestvoznaniya posredstvom interaktivnykh tekhnologii / N. V. Morgacheva. — Moskva: Flinta, 2022. — 165 s.
3. 12. НагреллиЕ.А.Структурно-функциональная модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения квалификации / Е. А. Нагрелли // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2009. — № 2. — С. 84–91.
4. Nagrelli E. A. Strukturno-funktsional’naya model’ formirovaniya metodicheskoi kompetentnosti uchitelei v sisteme povysheniya kvalifikatsii / E. A. Nagrelli // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. — 2009. — № 2. — S. 84–91.
5. 13. Осинский А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. … канд. психол. наук / А. К. Осинский. — Москва, 2001. — 370 с.
6. Osinskii A. K. Struktura, soderzhanie i funktsii regulyatornogo opyta cheloveka: dis. … kand. psikhol. nauk / A. K. Osinskii. — Moskva, 2001. — 370 s.
7. 14. Петрова Е. Ю. Формирование методической компетентности у будущих учителей географии / Е. Ю. Петрова, Т. В. Ершова // Ped. Rev. — 2016. — № 2 (12). — С. 52–58.
8. Petrova E. Yu. Formirovanie metodicheskoi kompetentnosti u budushchikh uchitelei geografii / E. Yu. Petrova, T. V. Ershova // Ped. Rev. — 2016. — № 2 (12). — S. 52–58.
9. 15. Савченков А. В. Эмоциональный компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности / А. В. Савченков // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 134–140.
10. Savchenkov A. V. Emotsional’nyi komponent gotovnosti budushchikh pedagogov k vospitatel’noi deyatel’nosti / A. V. Savchenkov // Nizhegorodskoe obrazovanie. — 2021. — № 1. — S. 134–140.
11. 16. Савченков А. В. Социально-педагогические условия реализации системы подготовки будущих педагогов в воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях / А. В. Савченков // Вестник ЮУрГГПУ. — 2020. — № 6 (159). — С. 181–197.
12. Savchenkov A. V. Sotsial’no-pedagogicheskie usloviya realizatsii sistemy podgotovki budushchikh pedagogov v vospitatel’noi deyatel’nosti v professional’nykh obrazovatel’nykh organizatsiyakh / A.V. Savchenkov // Vestnik YuUrGGPU. — 2020. — №6 (159). — S. 1
13. 17. Сорокоумова Г. Б. Методы развития воспитательной компетентности студентов — будущих педагогов / Г. Б. Сорокоумова // Гуманизация образования. — 2019. — № 4. — С. 22–29.
14. Sorokoumova G. B. Metody razvitiya vospitatel’noi kompetentnosti studentov — budushchikh pedagogov / G. B. Sorokoumova // Gumanizatsiya obrazovaniya. — 2019. — № 4. — S. 22–29.
15. 18. Уварина Н. В. Особенности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: мотивационно-ценностный компонент / Н. В. Уварина, А. В. Савченков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2020. — №2. — С. 41–50.
16. Uvarina N. V. Osobennosti podgotovki budushchikh pedagogov k vospitatel’noi deyatel’nosti: motivatsionno-tsennostnyi komponent / N. V. Uvarina, A. V. Savchenkov // Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. — 2020. — № 2. — S. 41–50.
17. 19. Харланова Е. М. Проактивная подготовка будущих педагогов и специалистов социальной сферы к воспитательной деятельности / Е. М. Харланова, С. В. Рослякова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 123–131.
18. Kharlanova E. M. Proaktivnaya podgotovka budushchikh pedagogov i spetsialistov sotsial’noi sfery k vospitatel’noi deyatel’nosti / E. M. Kharlanova, S. V. Roslyakova // Innovatsionnoe razvitie professional’nogo obrazovaniya. — 2021. — № 4 (32). — S. 123–13
19. 20. Шкерина Т.А.Методическая компетентность педагогов-воспитателей: сущность, структура и уровни сформированности / Т.А.Шкерина, И. Г. Каблукова, А.В. Осокина // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — №66–3.— С. 322–326.
20. Shkerina T. A. Metodicheskaya kompetentnost’ pedagogov-vospitatelei: sushchnost’, struktura i urovni sformirovannosti / T. A. Shkerina, I. G. Kablukova, A. V. Osokina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2020. — № 66–3. — S. 322–326.
21. 1. Акулова Л. И. Педагогические условия формирования методической компетентности у будущих педагогов в классическом университете / Л. И. Акулова, В. Ф. Поберезкая, С. Н. Терентьева // Человек. Культура. Образование. — 2020. — № 2 (36). — С. 150–162.
22. Akulova L. I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya metodicheskoi kompetentnosti u budushchikh pedagogov v klassicheskom universitete / L. I. Akulova, V. F. Poberezkaya, S. N. Terent’eva // Chelovek. Kul’tura. Obrazovanie. — 2020. — № 2 (36). — S. 150–16
23. 2. Бубнова И. С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика / И. С. Бубнова // Педагогическая перспектива. — 2021. — № 3. — С. 77–85.
24. Bubnova I. S. Metodicheskaya kompetentnost’ pedagoga: sushchnost’ i diagnostika / I. S. Bubnova // Pedagogicheskaya perspektiva. — 2021. — № 3. — S. 77–85.
25. 3. Дыганова Е. А. Модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта: практико-ориентированный подход [Электронный ресурс] / Е. А. Дыганова, З. М. Явгильдина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10, № 1. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
26. Dyganova E. A. Model’ formirovaniya metodicheskoi kompetentnosti budushchego pedagoga-muzykanta: praktiko-orientirovannyi podkhod [Elektronnyi resurs] / E. A. Dyganova, Z. M. Yavgil’dina // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2022. — T. 10, № 1. — URL
27. 4. Каракотова А. С. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе обучения / А. С. Каракотова // Вопросы науки и образования. — 2021. — № 31 (156). — С. 63–68.
28. Karakotova A. S. Podgotovka budushchikh pedagogov k vospitatel’noi deyatel’nosti v protsesse obucheniya / A. S. Karakotova // Voprosy nauki i obrazovaniya. — 2021. — № 31 (156). — S. 63–68.
29. 5. Касперко М. В. Формирование методической компетентности будущего учителя математики в условиях классического университета: монография / М. В. Касперко. — Гродно: ГрГУ, 2012. — 115 с.
30. Kasperko M. V. Formirovanie metodicheskoi kompetentnosti budushchego uchitelya matematiki v usloviyakh klassicheskogo universiteta : monografiya / M. V. Kasperko. — Grodno: GrGU, 2012. — 115 s.
31. 6. Ковшова А. А. Методическая компетентность педагога: анализ подходов, понятие, структурные компоненты / А.А. Ковшова // Концепт. — 2022. — №10. — С. 100–118.
32. Kovshova A. A. Metodicheskaya kompetentnost’ pedagoga: analiz podkhodov, ponyatie, strukturnye komponenty / A. A. Kovshova // Kontsept. — 2022. — № 10. — S. 100–118.
33. 7. Кузнецова И. В. Развитие методической компетентности будущего учителя математики в процессе обучения математическим структурам в сетевых сообществах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. В. Кузнецова. — Архангельск, 2015. — 42 с.
34. Kuznetsova I. V. Razvitie metodicheskoi kompetentnosti budushchego uchitelya matematiki v protsesse obucheniya matematicheskim strukturam v setevykh soobshchestvakh: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / I. V. Kuznetsova. — Arkhangel’sk, 2015. — 42 s.
35. 8. Мануйлов Ю. С. Мысли о подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности / Ю. С. Мануйлов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2023. — № 2 (46). — С. 180–184.
36. Manuilov Yu. S. Mysli o podgotovke budushchikh pedagogov k vospitatel’noi deyatel’nosti / Yu. S. Manuilov // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. — 2023. — № 2 (46). — S. 180–184.
37. 9. Масюкова Н. Г. Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя / Н. Г. Масюкова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 3 (52). — С. 67–68.
38. Masyukova N. G. Metodicheskaya kompetentnost’ v strukture professional’noi kompetentnosti uchitelya / N. G. Masyukova // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2015. — № 3 (52). — S. 67–68.
39. 10. Масюкова Н. Г. Развитие методической компетентности учителя в процессе повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий: монография / Н. Г. Масюкова. — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. — 216 с.
40. Masyukova N. G. Razvitie metodicheskoi kompetentnosti uchitelya v protsesse povysheniya kvalifikatsii s ispol’zovaniem distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologii: monografiya / N. G. Masyukova. — Stavropol’: SKIRO PK i PRO, 2018. — 216 s.

Other articles