Published Date: 01.10.2023

Профессиональная деятельность преподавателя: трансформирование и трансформации

Annotation

Модернизация системы отечественного образования связана с введением разнообразных инноваций. Стремительные темпы происходящих изменений, усложнение задач по обеспечению качества образования в условиях его информатизации и цифровизации, постоянно возрастающие требования к профессионализму и компетентности преподавателей обусловили постоянное трансформирование самой профессиональной деятельности педагогов и разнообразные трансформации выполняемых ими функций, статусно-ролевых позиций, используемого педагогического инструментария. В статье представлены результаты изучения и анализа некоторых аспектов рассматриваемой тематики для обоснования авторской позиции о возможностях и перспективах реализации субъект-субъектной парадигмы образования в интерактивных формах совместной творческой деятельности за счет самоорганизации каждого участника в процессе обучения (преподавание + учение).



Library

1. 1. Банщикова Т. Н. Трансформация функций и содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза / Т. Н. Банщикова // В сб. : Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе : материалы I Междунар. науч.-метод. конф. (Кислов
2. 2. Башмакова Е. И. Трансформирование функций преподавателя высшей школы в период пандемии / Е. И. Башмакова // В сб. : IV Моисеевские чтения. Доклады и материалы Общерос. (нац.) науч. конф. (Москва, 15–16 апреля 2021 г.). — Москва, 2021. — С. 173–179.
3. 3. Бурганова Л. А. Социальные риски цифровизации высшего образования / Л.А.Бурганова // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — №4. — С. 224–227.
4. 4. Зеер Э. Ф. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы / Э. Ф. Зеер, Т. М. Резер, Н. В. Сыманюк // Образование и наука. — 2023. — Т. 25, № 5. — С. 12–48.
5. 5. Карпенко О. М. Роль и функции преподавателя образовательной организации высшего образования в условиях цифровизации образования / О. М. Карпенко // Человеческий капитал. — 2020. — № 54 (136). — С. 18–23.
6. 6. Клец Т. И. Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении / Т.И.Клец// Труды Псковского политехнического института.— 2008.— №11.— С. 52–54.
7. 7. Маркова Т. Л. Трансформация профессиональной деятельности преподавателя в современном вузе / Т. Л. Маркова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 21– 22 апреля 201
8. 8. Одинокая М. А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода / М. А. Одинокая // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8,
9. 9. Осмаева Э. И. Фасилитативная функция преподавателя в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров / Э. И. Осмаева // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — С. 121–123.
10. 10. Реморенко И. М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования / И. М. Реморенко // Вопросы образования. — 2011. — № 3. — С. 54–72.
11. 11. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материалы для обсуждения / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник и др. // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 32–64.
12. 12. Санько А. М. Функции преподавателей вузов в современных условиях / А. М. Санько // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25, № 1. — С. 57–62.
13. 13. Фахрутдинова Р. А. Основные функции преподавателя в интерактивных технологиях обучения / Р. А. Фахрутдинова, И. Д. Васильева // В сб : Проблемы развития современной науки : сб. науч. статей по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 1
14. 14. Altbach P. G. Higher Education in the New Century. McGrill Peterson / P. G. Altbach. — Rotterdam : Sense Publishers, 2007. — P. 15.

Other articles