Published Date: 01.10.2023

Морально-психологические основания для типологии деловой репутации в контексте развития профессиональной идентичности

Annotation

В статье уточняются понятия «деловая репутация» и «профессиональная идентичность». Во многом это определяется не только разнообразием факторов, влияющих на репутацию и идентичность работника, но и динамикой этих факторов, их изменчивостью вместе с изменчивостью самого человека, коллективов и организаций. Важную роль в создании репутации работника имеют как сущностные факторы (напрямую связанные с данной трудовой деятельностью), так и сопутствующие факторы (больше связанные с неформальным общением в коллективах). Показано, что в разных профессиях эти факторы по-разному влияют и на репутацию, и на идентичность работника. На этой основе предложены две модели, которые могут быть взяты за основу построения новых типологий деловой репутации, а также за основу оценки и прогнозирования изменения статусов профессиональной идентичности работника.



Library

1. 12. Пряжников, Н. С. Морально-психологическое самочувствие работников высшей школы в условиях «стабильного» реформирования системы образования / Н. С. Пряжников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2018. — № 1. — С. 56–64.
2. 23. Pratt, M. G. Constructing professional identity : The role of work and identity learning cycles in the customization of identity among medical residents / M. G. Pratt, K. W. Rockmann, J. B. Kaufmann // Academy of Management Journal. — 2006. — Vol. 49,
3. 22. Marcia, J. E. Development and validation of ego-identity status / J. E Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — Vol. 3, № 5. — P. 551–558.
4. 21. Fombrun, C. Fame and Fortune: how successful companies build winning reputations / C. Fombrun, C. B. M. Van Riel. — Upper Saddle River, NJ, USA : Financial Times Prentice Hall books, 2004. — 304 p.
5. 20. Dutton, J. E. Pathways for positive identity construction at work : Four types of positive identity and the building of social resources / J. E. Dutton, L. M. Roberts, J. Bednar // Academy of Management Review. — 2010. — Vol. 35, № 2. — P. 265–293.
6. 19. Bain, K. Building social capital and reaching out to excluded groups : The challenge of partnerships / K. Bain, N. Hicks // CELAM Meeting on the Struggle Against Poverty Towards the Turn of the Millenium. — Washington DC, 1997. — Р. 241–258.
7. 18. Ashforth, B. E. Identification in organizations : An examination of four fundamental questions / B. E. Ashforth, S. H. Harrison, K. G. Corley // Journal of Management. — 2008. — Vol. 34, № 3. — P. 325–374.
8. 17. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва : Прогресс, 1996. — 344 с.
9. 16.Шабельник, А. Имидж и репутация — две большие разницы / А. Шабельник. — URL: <a href="https://www.sostav.ru/articles/2002/03/25/pr250302/" target="_blank">https://www.sostav.ru/articles/2002/03/25/pr250302/</a> (дата обращения: 15.05.2023).
10. 15. Селье, Г. От мечты к открытию: как стать ученым / Г. Селье. — Москва : Прогресс, 1987. — 368 с.
11. 14. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. — Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, 1995. — 536 с.
12. 13. Пряжников, Н. С. Психология нестабильности / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во МПСУ, 2021. — 288 с.
13. 1. Балацкий, Е. В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе / Е. В. Балацкий // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2015. — № 2 (26). — С. 124–149.
14. 11. Почебут, Л. Г. Доверие и репутация как компоненты когнитивного социального капитала организации / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, М. С. Захарова // Социальная и экономическая психология. — 2018. — Т. 3, № 4 (12). — С. 150–177.
15. 10. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов / Ю. Ю. Александрова, Е. В. Камнева, М. В. Полевая [и др.] // Организационная психология. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 225–245.
16. 9. Овчинникова, А. М. Основы имиджелогии : конспект лекций / А. М. Овчинникова, Н. В. Шульга. — Омск : Омский государственный университет путей сообщения, 2019. — 55 с.
17. 8. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
18. 7. Колосова, В. И. Деловая репутация: понятие, проблемы правового регулирования и охраны / В. И. Колосова, Т. Ю. Вавилычева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. — 2011. — № 3 (1). — С. 258–266.
19. 6. Имитации личной и профессиональной ответственности в условиях директивных предписаний / Е. В. Камнева, Н. С. Пряжников, Е. В. Бабанова, С. М. Буянова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 4. — С. 27–41.
20. 5. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 148–156.
21. 4. Доверие и вера в деловых отношениях / Е. В. Камнева, Н. Н. Карловская, Е. Б. Моргунов [и др.] // Организационная психология. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 183–207.
22. 3. Гусева, Т. Г. Имидж и харизма как важнейшие инструменты лидера / Т. Г. Гусева, А. А. Садофьев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2019. — Вып. 4 (250). — С. 161–167.
23. 2. Буякас, Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2000. — № 1. — С. 56–62.

Other articles