Published Date: 01.10.2023

Факторная структура профессионально-педагогической направленности студентов: межрегиональное сравнение

Annotation

В статье приводятся результаты межрегионального сравнения факторной структуры профессионально-педагогической направленности студентов. Обосновывается необходимость учета макросоциального контекста при изучении профессионально-педагогической направленности. Факторному анализу были подвергнуты результаты исследования профессиональной направленности студентов из Приднестровья, Кишиневского муниципия и Орехово-Зуевского городского округа. Показано, что основные составляющие факторной модели профессиональной направленности у приднестровских и орехово-зуевских студентов схожи: выделены компоненты, характеризующие нормативные и индивидуальные ценности, мотивацию и личностную направленность. Различия в содержательном наполнении ценностных компонентов данной структуры позволяют утверждать, что ценностные компоненты профессиональной направленности студентов-педагогов отражают социальные вызовы региона их проживания.



Library

1. 12. Нарзикулова, Ф. Б. Профессионально-педагогическая направленность, как условие становления профессионального имиджа педагога / Ф. Б. Нарзикулова // Psixologiya. — 2019. — № 4. — С. 193–196.
2. 23. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен : междисциплинарный проект Александра Асмолова / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва : ЯСК, 2018. — 537 c.
3. 22. Шадриков, В. Д. Качество педагогического образования : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. — Москва : Логос, 2012. — 200 с.
4. 21. Чеснокова, Е. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов — будущих воспитателей учреждений дошкольного образования посредством приобщения их к волонтерской деятельности / Е. П. Чеснокова, О. А. Неровня, Ю. И. Скуратович //
5. 20. Фрумин, И. Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу / И. Д. Фрумин. — Москва : ЦИОП, 2002. — 168 с.
6. 19. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 1. — С. 43–70.
7. 18. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — Москва : Академия, 1998. — 288 с.
8. 17. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2002. — 576 с.
9. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.— Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 712 с.
10. 15. Платонов, К. К. Психология : [учеб. пособие для повышения квалификации инж.пед. работников] / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. — Москва : Высшая школа, 1977. — 247 с.
11. 14. Писачкин, В. А. Регион как смысловая конструкция в социологии. Практический смысл региональных исследований / В. А. Писачкин, В. В. Козин // Регионология. — 2011. — № 4. — С. 4–12.
12. 13. Особенности ценностных и мотивационных ориентаций будущих педагогов в условиях социальной неопределенности / В. Ю. Могилевская, Н. Н. Ковальчук, Д. В. Солдатов, Т. В. Тимохина // Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — № 3 (48). — С. 34
13. 1. Андреева, Е. А. Профессионально-педагогическая направленность личности бакалавров педагогического образования / Е. А. Андреева // Современное образование: векторы развития в Год науки и технологий : сб. ст. по матер. науч.-практ. конф., посвящ. итогам
14. 11. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. — 376 с.
15. 10. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : МГФ «Знание», 1996. — 473 с.
16. 9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф.Ломов ; Росcийская академия наук. Институт психологии. — Москва : Наука, 1999. — 349 с.
17. 8. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л. И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 137–140.
18. 7. Кузьмина, Н. В. Структура педагогических способностей / Н. В. Кузьмина // Педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие / сост. Б. Б. Айсмонтас. — Москва, 2004. — С. 365–369. — URL: <a href="http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index." target="_blank">http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.</a> php?url=/
19. 6. Криулева, А. А. Изучение профессионально-педагогической направленности студентов различных профилей подготовки / А. А. Криулева // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды : матер. междунар. конф. пед. фак. ЯГПУ им. К. Д. Уш
20. 5. Карпенко, Р. В. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущего учителя средствами личностно-развивающих ситуаций : на примере дисциплин естественнонаучного цикла : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Карпенко Роман Влади
21. 4. Заречнова, К. В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму / К. В. Заречнова // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 2/1 (70). — С. 12–15.
22. 3. Жарова, Е. Н. Сравнительный анализ индивидуалистических и коллективистических ценностных ориентаций как социально-психологических характеристик молодежи : на примере урбанизированной и неурбанизированной среды : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 /
23. 2. Веретенникова, В. Б. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов — будущих педагогов / В. Б. Веретенникова // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации : матер. междунар. н

Other articles