Published Date: 01.10.2023

Factor Structure of Students’ Professional Pedagogical Orientation: Interregional Comparison

Annotation

The article presents the results of an interregional comparison of the factor structure of students’ professional pedagogical orientation. The necessity of considering macrosocial context in the study of professional pedagogical orientation is explained. The results of professional pedagogical orientation research among students from Transnistria, Chisinau municipality and Orekhovo-Zuevo municipality were subjected to factor analysis. It has been shown that main components of factor model of professional pedagogical orientation among students from Transnistria and Orekhovo-Zuevo municipality are similar: components characterizing normative and individual values, motivation and personal orientation were identified. At the same time, the differences in the content of values components of this structure allow us to assert that the value components of students teachers’ professional orientation structure reflect the social challenges of the region where they reside.




Library

1. 12. Нарзикулова, Ф. Б. Профессионально-педагогическая направленность, как условие становления профессионального имиджа педагога / Ф. Б. Нарзикулова // Psixologiya. — 2019. — № 4. — С. 193–196.
2. Narzikulova, F. B. Professional`no-pedagogicheskaya napravlennost`, kak uslovie stanovleniya professional`nogo imidzha pedagoga / F. B. Narzikulova // Psixologiya. — 2019. — № 4. — S. 193–196.
3. 13. Особенности ценностных и мотивационных ориентаций будущих педагогов в условиях социальной неопределенности / В. Ю. Могилевская, Н. Н. Ковальчук, Д. В. Солдатов, Т. В. Тимохина // Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — № 3 (48). — С. 34
4. Osobennosti cennostny`x i motivacionny`x orientacij budushhix pedagogov v usloviyax social`noj neopredelennosti / V. Yu. Mogilevskaya, N. N. Koval`chuk, D. V. Soldatov, T. V. Timoxina // Aktual`ny`e problemy` psixologicheskogo znaniya. — 2018. — № 3 (48).
5. 14. Писачкин, В. А. Регион как смысловая конструкция в социологии. Практический смысл региональных исследований / В. А. Писачкин, В. В. Козин // Регионология. — 2011. — № 4. — С. 4–12.
6. Pisachkin, V. A. Region kak smy`slovaya konstrukciya v sociologii. Prakticheskij smy`sl regional`ny`x issledovanij / V. A. Pisachkin, V. V. Kozin // Regionologiya. — 2011. — № 4. — S. 4–12.
7. 15. Платонов, К. К. Психология: [учеб. пособие для повышения квалификации инж.пед. работников] / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. — Москва: Высшая школа, 1977. — 247 с.
8. Platonov, K. K. Psixologiya: [ucheb. posobie dlya povy`sheniya kvalifikacii inzh.-ped. rabotnikov] / K. K. Platonov, G. G. Golubev. — Moskva: Vy`sshaya shkola, 1977. — 247 s.
9. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 712 с.
10. Rubinshtejn, S. L. Osnovy` obshhej psixologii / S. L. Rubinshtejn. — Sankt-Peterburg : Piter, 2000. — 712 s.
11. 17. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.
12. Slastenin, V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A.Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. — Moskva : Akademiya, 2002. — 576 s.
13. 18. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — Москва: Академия, 1998. — 288 с.
14. Taly`zina, N. F. Pedagogicheskaya psixologiya: ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / N. F. Taly`zina. — Moskva: Akademiya, 1998. — 288 s.
15. 19. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология: журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 1. — С. 43–70.
16. Utochnennaya teoriya bazovy`x individual`ny`x cennostej: primenenie v Rossii / Sh. Shvarcz, T. P. Butenko, D. S. Sedova, A. S. Lipatova // Psixologiya: zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki. — 2012. — T. 9, № 1. — S. 43–70.
17. 20. Фрумин, И. Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу / И. Д. Фрумин. — Москва: ЦИОП, 2002. — 168 с.
18. Frumin, I. D. Obrazovatel`naya politika: praktika analiza. Putevoditel` po kursu / I. D. Frumin. — Moskva: CIOP, 2002. — 168 s.
19. 21. Чеснокова, Е. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов — будущих воспитателей учреждений дошкольного образования посредством приобщения их к волонтерской деятельности / Е. П. Чеснокова, О. А. Неровня, Ю. И. Скуратович //
20. Chesnokova, E. P. Formirovanie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov — budushhix vospitatelej uchrezhdenij doshkol`nogo obrazovaniya posredstvom priobshheniya ix k volonterskoj deyatel`nosti / E. P. Chesnokova, O. A. Nerovnya, Yu. I. Sk
21. 22. Шадриков, В. Д. Качество педагогического образования: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. — Москва: Логос, 2012. — 200 с.
22. Shadrikov, V. D. Kachestvo pedagogicheskogo obrazovaniya : ucheb. posobie / V. D. Shadrikov. — Moskva: Logos, 2012. — 200 s.
23. 23. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен: междисциплинарный проект Александра Асмолова / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва: ЯСК, 2018. — 537 c.
24. Mobilis in mobili: lichnost` v e`poxu peremen: mezhdisciplinarny`j proekt Aleksandra Asmolova / pod red. A. G. Asmolova. — Moskva: YaSK, 2018. — 537 s.
25. 7. Кузьмина, Н. В. Структура педагогических способностей / Н. В. Кузьмина // Педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Б. Б. Айсмонтас. — Москва, 2004. — С. 365–369. — URL: <a href="http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index." target="_blank">http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.</a> php?url=/no
26. 1. Андреева, Е. А. Профессионально-педагогическая направленность личности бакалавров педагогического образования / Е. А. Андреева // Современное образование: векторы развития в Год науки и технологий : сб. ст. по матер. науч.-практ. конф., посвящ. итогам
27. Andreeva, E. A. Professional`no-pedagogicheskaya napravlennost` lichnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya / E. A. Andreeva // Sovremennoe obrazovanie: vektory` razvitiya v God nauki i texnologij : sb. st. po mater. nauch.-prakt. konf., posvyashh.
28. 2. Веретенникова, В. Б. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов — будущих педагогов / В. Б. Веретенникова // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации : матер. междунар. н
29. Veretennikova, V. B. Issledovanie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti lichnosti studentov— budushhix pedagogov / V. B. Veretennikova // Nauchno-issledovatel`skaya deyatel`nost` v klassicheskom universitete: tradicii i innovacii : mater. mezhdun
30. 3. Жарова, Е. Н. Сравнительный анализ индивидуалистических и коллективистических ценностных ориентаций как социально-психологических характеристик молодежи: на примере урбанизированной и неурбанизированной среды: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Жа
31. Zharova, E. N. Sravnitel`ny`j analiz individualisticheskix i kollektivisticheskix cennostny`x orientacij kak social`no-psixologicheskix xarakteristik molodezhi : na primere urbanizirovannoj i neurbanizirovannoj sredy` : dis. ... kand. psixol. nauk : 19.00
32. 4. Заречнова, К. В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму / К. В. Заречнова // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 2/1 (70). — С. 12–15.
33. Zarechnova, K. V. Komponenty` pedagogicheskoj napravlennosti v professional`noj podgotovke budushhix specialistov po servisu i turizmu / K. V. Zarechnova // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2011. — № 2/1 (70). — S. 12–15.
34. 5. Карпенко, Р. В. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущего учителя средствами личностно-развивающих ситуаций: на примере дисциплин естественнонаучного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Карпенко Роман Владимир
35. Karpenko, R. V. Formirovanie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti u budushhego uchitelya sredstvami lichnostno-razvivayushhix situacij : na primere disciplin estestvennonauchnogo cikla : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Karpenko Roma
36. 6. Криулева, А. А. Изучение профессионально-педагогической направленности студентов различных профилей подготовки / А. А. Криулева // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: матер. междунар. конф. пед. фак. ЯГПУ им. К. Д. Уши
37. Kriuleva, A. A. Izuchenie professional`no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov razlichny`x profilej podgotovki / A. A. Kriuleva // Doshkol`noe i nachal`noe obrazovanie: rasshirenie obrazovatel`noj sredy`: mater. mezhdunar. konf. ped. fak. YaGPU im. K.
38. Kuz`mina, N. V. Struktura pedagogicheskix sposobnostej / N. V. Kuz`mina // Pedagogicheskaya psixologiya: xrestomatiya: ucheb. posobie / sost. B. B. Ajsmontas. — Moskva, 2004. — S. 365–369. — URL: <a href="http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index." target="_blank">http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.</a> php?url=
39. 8. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л. И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 137–140.
40. Kuncz, L. I. Professional`naya napravlennost` i napravlennost` lichnosti / L. I. Kuncz // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2012. — № 4. — S. 137–140.
41. 9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф.Ломов ; Росcийская академия наук. Институт психологии. — Москва: Наука, 1999. — 349 с.
42. Lomov, B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy` psixologii / B. F. Lomov; Roscijskaya akademiya nauk. Institut psixologii. — Moskva : Nauka, 1999. — 349 s.
43. 10. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва: МГФ «Знание», 1996. — 473 с.
44. Markova, A. K. Psixologiya professionalizma / A. K. Markova. — Moskva: MGF «Znanie», 1996. — 473 s.
45. 11. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. — 376 с.
46. Mitina, L. M. Psixologiya lichnostno-professional`nogo razvitiya sub``ektov obrazovaniya / L. M. Mitina. — Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014. — 376 s.

Other articles