Published Date: 01.10.2023

Культура умалчивания: табуированные темы в школьном образовании

Annotation

Статья посвящена рассмотрению табу как лексической единицы, темы и коммуникативной ситуации в школьном взаимодействии. На основании анализа исторических источников и современных исследований по теме рассмотрены и проанализированы природа возникновения табу, факторы, связанные с их воспроизводством и нарушением. Проанализированы причины и динамика изменений табу в современном обществе, рассмотрено нормативное регулирование табуированных тем в современной России, и тем самым раскрыта и обоснована значимость понимания природы табу и их изучения для современной школы. Данная работа призвана актуализировать важность исследования табу в контексте школьного образования, педагогического мастерства, отношений учителя и ученика. Обзорное исследование направлено на то, чтобы на границе лингвистики, психологии, педагогики и наук об образовании очертить ту рамку, в которой предстоит дальнейшее изучение табу в системе школьного образования.



Library

1. 27. Evans, R. W. Taboo topics : Cultural restraint on teaching social issues / R. W. Evans, P. G. Avery, P. V. Pederson // The Clearing House. — 2000. — Vol. 73, № 5. — P. 295–302.
2. 19. Скидан, Е. И. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в средней школе / Е. И. Скидан // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО — ЮГРЫ и НГГУ. — Нижневартовск, 2012. — С. 267–268.
3. 20. Стернин, И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. — Воронеж, 2000. — С. 4–20.
4. 21. Тульнова, М. А. Табу в контексте глобализации / М. А. Тульнова // Политическая лингвистика. — 2010. — № 4. — С. 176–181.
5. 22. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 442 с.
6. 23. Фрейд, З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / З. Фрейд. — Litres, 2018. — 210 с.
7. 24. Шмелев, А. Д. Языковые запреты в современной России: общественные табу и государственное регулирование / А. Д. Шмелев // Zeitschrift für Slavische Philologie. — 2016. — Vol. 72, № 2. — С. 271–288.
8. 25. Ayers, R. Teaching the taboo : Courage and imagination in the classroom / R. Ayers, W. Ayers. — New York ; London : Teachers College Press, 2014. — 160 p.
9. 26. Branfman, J. “(Un) Covering” in the Classroom : Managing Stigma Beyond the Closet / J. Branfman // Feminist Teacher. — 2015. — Vol. 26, № 1. — P. 72–82.
10. 18. Рутер, О. A. Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой : лингвистический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Рутер Ольга Александровна. — Ростов-на-Дону, 2007. — 259 с.
11. 28. Forbidden fruits : Taboos and tabooism in culture / ed. by R. B. Browne. — Popular Press, 1984. — 200 p.
12. 29. Kahn, S. Debate, Dialogue, and Democracy Through Science! Ready to go / S. Kahn, S. L. Hartman // Science and Children. — 2018. — Vol. 56, № 2. — P. 36–44.
13. 30. Mead, G. H. Mind, self and society / G. H. Mead. — Chicago : University of Chicago Press, 1934. — 536 p.
14. 31. Onosko, J. J. Designing issue-based unit plans / J. J. Onosko, L. Swenson // Handbook on teaching social issues. — Washington, 1996. — P. 89–98.
15. 32. Pessoa, R. R. Challenges in critical language teaching / R. R. Pessoa, M. T. de Urzêda Freitas // TESOL Quarterly. — 2012. — Vol. 46, № 4. — P. 753–776.
16. 33. Shaver, J. P. Lessons from the past : The future of an issues-centered social studies curriculum / J. P. Shaver // The Social Studies. — 1989. — Vol. 80, № 5. — P. 192–196.
17. 34. Strauss, W. The fourth turning : What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny / W. Strauss, N. Howe. — Crown, 2009. — 400 p.
18. 35. Wagner, H. Medien-Tabus und Kommunikationsverbote: die manipulierbare Wirklichkeit / H. Wagner. — Olzog, 1991. — 311 s.
19. 10. Кострова, О. А. Дискурсивные табу в межкультурной научной коммуникации / О. А. Кострова // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации : сб. науч. тр. — Воронеж, 2005. — С. 252–262.
20. 2. Будаев, Э. В. Метафора в политическом интердискурсе : монография / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2006. — 215 с.
21. 3. Бурас, М. М. Обращения в русском семейном этикете: семантика и прагматика / М. М. Бурас, М. А. Кронгауз // Вопросы языкознания. — 2013. — № 2. — С. 121–131.
22. 4. Гребенщикова, О. Табуйована лексика в системі навчання рмі студентів-філологів: лінгвокультурологічний аспект / О. Гребенщикова // Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки. — 2019. — № 35. — С. 37–47.
23. 5. Гритчина, Ю. Сакральная география Язулы / Ю. Гритчина, Н. Мустафина, Н. Логинова // Исследователь/Researcher. — 2020. — № 4 (32). — С. 356–363.
24. 6. Гришаева, Л. И. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2005. — № 2. — С. 282–297.
25. 7. Дембська, К. Языковое табу: эвфемизмы и вульгаризмы в современном русском языке, «Rossica Olomucensia XXXVIII za rok 1999 (Ročenka Katedry Slavistikyna Filozofi cké Fakultě Univerzity Palackého)» / К. Дембська. — Olomouc, 2000. — № 1. — С. 235–239.
26. 8. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения : антология. — Москва, 1998. — С. 174–231.
27. 9. Кашкин, В. Б. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации / В. Б. Кашкин, Е. М. Смоленцев // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации. — Воронеж, 2005. — С. 246–252.
28. 1. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. — Москва [и др.] : Питер, 2008. — 240 с.
29. 11. Крайнова, П. О. Барьеры и опасения школьных педагогов, возникающие при работе с темами, касающимися сексуального образования / П. О. Крайнова // Образовательная политика. — 2021. — № 4 (88). — С. 104–113.
30. 12. Крайнова, П. О. Практики работы школьных учителей с темами, касающимися сексуального образования / П. О. Крайнова, А. С. Обухов // Педагогика и психология образования. — 2021. — № 2. — С. 169–186.
31. 13. Кронгауз, М. Мы живем в эпоху, когда процессы табуирования и растабуирования происходят одновременно / М. Кронгауз. — 2018. — URL: <a href="https://realnoevremya.ru/" target="_blank">https://realnoevremya.ru/</a> articles/116595-intervyu-lingvista-maksima-krongauza (дата обращения: 03.11.2023).
32. 14. Кронгауз, М. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. — Litres, 2020. — 255 с.
33. 15. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — Москва : Республика, 1994. — 384 с.
34. 16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — Москва : Азбуковник, 1999. — 3423 с.
35. 17. Реформатский, А. Введение в языковедение / А. Реформатский ; под ред. В. А. Виноградова. — Москва : Аспект Пресс, 1996. — 536 с.

Other articles