Published Date: 01.07.2023

The Concept of Critical Thinking: the Genesis of the Concept and Current Problems of Application in Education

Annotation

The article raises the problem of the historical and philosophical formation of skills and attitudes, which today are the essential components of critical thinking. Through the selection of the semantic core of critical thinking (discipline and impartiality of thinking, the culture of working with sources, the ability to use the methods of rational knowledge in solving problems), the authors attempt to trace their genesis and compliance with the Western European rational attitude. The authors come to the conclusion that the individual components of critical thinking find their foundations in different periods of history: antiquity, modern times, the Age of Enlightenment and modernity (modern society).




Library

1. 15. Куренной, В. А. Институциональная теория модерна : Иоганн Густав Дройзен / В. А. Куренной // Логос. — 2020. — № 6. — С. 41–96.
2. Kurennoj, V. A. Institucional`naya teoriya moderna : Iogann Gustav Drojzen / V. A. Kurennoj // Logos. — 2020. — № 6. — S. 41–96.
3. 16. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования : аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова [и др.]. — Моск
4. Ocenka universal`ny`x kompetentnostej kak rezul`tatov vy`sshego obrazovaniya : analiticheskij doklad k XXII Aprel`skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya e`konomiki i obshhestva / S. M. Avdeeva, P. V. Gass, E. Yu. Kardanova [i dr.]
5. 17. Пирс, Ч. С. Как сделать наши идеи ясными / Ч. С. Пирс. — Москва : Логос, 2000. — 448 с.
6. Pirs, Ch. S. Kak sdelat` nashi idei yasny`mi / Ch. S. Pirs. — Moskva : Logos, 2000. — 448 s.
7. 18. Смирнова, И. В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И. В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. —2015. — № 5. — URL: <a href="https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783" target="_blank">https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783</a> (дата обращения: 17.08.2023).
8. Smirnova, I. V. Ponyatie kriticheskogo my`shleniya v sovremennoj pedagogicheskoj nauke / I. V. Smirnova // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 5. — URL: <a href="https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783" target="_blank">https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783</a> (data obrashheniya: 17.08.2
9. 19. Сорина, Г. В. Критическое мышление: статус в современном социальном пространстве и в системе образования / Г. В. Сорина // Современное образование: векторы развития, роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога : матер. V Междунар. конф.
10. Sorina, G. V. Kriticheskoe my`shlenie: status v sovremennom social`nom prostranstve i v sisteme obrazovaniya / G. V. Sorina // Sovremennoe obrazovanie: vektory` razvitiya, rol` social`no-gumanitarnogo znaniya v podgotovke pedagoga : mater. V Mezhdunar. ko
11. 20. Тарасова, К. В. Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде: методология, концептуальная рамка и типология заданий / К. В. Тарасова, Е. А. Орёл // Вопросы образования. — 2022. — № 3. — С. 187–212.
12. Tarasova, K. V. Izmerenie kriticheskogo my`shleniya studentov v otkry`toj onlajnsrede: metodologiya, konceptual`naya ramka i tipologiya zadanij / K. V. Tarasova, E.A. Oryol // Voprosy` obrazovaniya. — 2022. — № 3. — S. 187–212.
13. 21. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / М. С. Добрякова, И. Д. Фрумин, К. А. Баранников [и др.]. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 с.
14. Universal`ny`e kompetentnosti i novaya gramotnost`: ot lozungov k real`nosti / M. S. Dobryakova, I. D. Frumin, K. A. Barannikov [i dr.]. — Moskva : Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2020. — 472 s.
15. 22. Шелер, М. Проблемы социологии знания / М. Шелер. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2011. — 320 с.
16. Sheler, M. Problemy` sociologii znaniya / M. Sheler. — Moskva : Institut obshhegumanitarny`x issledovanij, 2011. — 320 s.
17. 23. Boa, E. A. The development and validation of the Blended Socratic Method of Teaching (BSMT) : An instructional model to enhance critical thinking skills of undergraduate business students / E. A. Boa, A. Wattanatorn, K. Tagong // Kasetsart Journal of
18. 24. Dewey, J. How We Think / J. Dewey. — Boston : D. C. Heath and Co, 2010.
19. 25. Ennis, R. Definition : A Three-Dimensional Analysis with Bearing on Key Concepts / R. Ennis // OSSA Conference Archive. University of Windsor, May 18 — May 21. — 2016. — URL:
20. <a href="https://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=2292&context=ossaarchive" target="_blank">https://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=2292&context=ossaarchive</a> (date of the application: 17.08.2023).
21. 26. Ennis, R. Critical Thinking Across the Curriculum : A Vision / R. Ennis // Topoi. — 2018. — Vol. 37, № 1. — P. 165–184.
22. 27. Glaser, E. An Experiment in the Development of Critical Thinking / E. Glaser. — New York : Teachers College, Columbia University, 1941. — 212 p.
23. 28.Hitchcock, D. Critical Thinking. The Stanford Encyclopedia of Philosophy / D. Hitchcock // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by Edward N. Zalta. — 2020. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/critical-thinking/" target="_blank">https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/critical-thinking/</a> (date of
24. 29. Liu, O. L. Assessing Critical Thinking in Higher Education : Current State and Directions for Next-Generation Assessment / O. L. Liu, L. Frankel, K. C. Roohr // ETS Research Report Series. — 2014. — № 1. — P. 1–23. — DOI: 10.1002/ets2.12009
25. 30. Scriven, M. The Foundation for Critical Thinking. 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform / M. Scriven, R. Paul // The Foundation for Critical Thinking. — 1987. — URL: <a href="https://www.criticalthinking.org/pages/" target="_blank">https://www.criticalthinking.org/pages/</a> defin
26. 31. The future of Jobs Report 2020 // World Economic Forum. — Geneva, 2020. — URL: <a href="https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/" target="_blank">https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/</a> (date of the application: 17.08.2023).
27. 32. Zare, P. The use of Socratic method as a teaching/learning tool to develop students’ critical thinking : A review of literature / P. Zare, J. Mukundan // Language in India. — 2015. — Vol. 15, № 6. — P. 256–265.
28. 1.Адо, П. Что такое античная философия / П. Адо. — Москва : Изд-во гуманитар-ной литературы, 1999. — 320 c.
29. Ado, P. Chto takoe antichnaya filosofiya / P. Ado. — Moskva : Izd-vo gumanitarnoj literatury`, 1999. — 320 s.
30. 2. Акимова, Т. А. Сущность критического мышления : от Сократа до нашего вре-мени / Т. А. Акимова // Kazakhstan Science Journal. — 2019. — Т. 2, № 5 (6). — С. 31–45.
31. Akimova, T. A. Sushhnost` kriticheskogo my`shleniya : ot Sokrata do nashego vremeni / T. A. Akimova // Kazakhstan Science Journal. — 2019. — T. 2, № 5 (6). — S. 31–45.
32. 3. Боброва, А. С. Критическое мышление. Проблема определения / А. С. Бобро-ва // РАЦИО.ru. — 2017. — № 1 (18). — С. 26–36.
33. Bobrova, A. S. Kriticheskoe my`shlenie. Problema opredeleniya / A. S. Bobrova // RACIO.ru. — 2017. — № 1 (18). — S. 26–36.
34. 4. Воевода, Е. В. Критическое мышление как культурный феномен / Е. В. Воево-да // Язык и коммуникация в контексте культуры = Language and communication through culture : сб. ст. по матер. 7-й Междунар. науч.-практ. конф., 21–22 мая 2012 г. — Рязань, 2012.
35. Voevoda, E. V. Kriticheskoe my`shlenie kak kul`turny`j fenomen / E. V. Voevoda // Yazy`k i kommunikaciya v kontekste kul`tury` = Language and communication through culture : sb. st. po mater. 7-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 21–22 maya 2012 g. — Ryazan
36. 5. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Сочинения : в 2 т. — Москва, 1989. — Т. 1. — С. 250–296.
37. Dekart, R. Rassuzhdenie o metode / R. Dekart // Sochineniya : v 2 t. — Moskva, 1989. — T. 1. — S. 250–296.
38. 6. Джемс, В. Что такое прагматизм / В. Джемс // Прагматизм. — Санкт-Петер-бург, 1910. — С. 32–55.
39. Dzhems, V. Chto takoe pragmatizm / V. Dzhems // Pragmatizm. — Sankt-Peterburg, 1910. — S. 32–55.
40. 7. Дмитроченко, Т. В. Рассмотрение категории «критическое мышление» в исто-рии зарубежной философской и психолого-педагогической мысли / Т. В. Дмитрочен-ко // Новые педагогические исследования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Пен-за, 2020. — С. 15
41. Dmitrochenko, T. V. Rassmotrenie kategorii «kriticheskoe my`shlenie» v istorii zarubezhnoj filosofskoj i psixologo-pedagogicheskoj my`sli / T. V. Dmitrochenko // Novy`e pedagogicheskie issledovaniya : sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Penza, 2020.
42. 8. Дройзен, И. Г. Историка : лекции об энциклопедии и методологии истории / И. Дройзен. — Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2004. — 581 с.
43. Drojzen, I. G. Istorika : lekcii ob e`nciklopedii i metodologii istorii / I. Drojzen. — Sankt-Peterburg : Vladimir Dal`, 2004. — 581 s.
44. 9. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. — Москва : Юрайт, 2021. — 166 с.
45. D`yui, D. Psixologiya i pedagogika my`shleniya / D. D`yui. — Moskva : Yurajt, 2021. — 166 s.
46. 10. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработ-ки / А. Р. Садова, Ю. С. Хиль, Т. В. Пащенко, К. В. Тарасова // Современная зару-бежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 105–116. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/jmfp/a" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/jmfp/a</a>
47. Izmerenie kriticheskogo my`shleniya vzrosly`x: metodologiya i opy`t razrabotki / A. R. Sadova, Yu. S. Xil`, T. V. Pashhenko, K. V. Tarasova // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. — 2022. — T. 11, № 4. — S. 105–116. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journal" target="_blank">https://psyjournals.ru/journal</a>
48. 11. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков // Хрестоматия по педагогической психологии / под науч. ред. А. И. Красило, А. П. Новгородцевой. — Москва, 1995. — С. 284–312.
49. Il`enkov, E` . V. Shkola dolzhna uchit` my`slit` / E` . V. Il`enkov // Xrestomatiya po pedagogicheskoj psixologii / pod nauch. red. A. I. Krasilo, A. P. Novgorodcevoj. — Moskva, 1995. — S. 284–312.
50. 12. Корешникова, Ю. Н. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах / Ю. Н. Корешникова, И. Д. Фрумин, Т. В. Пащенко // Педагогика. — 2020. — № 9. — С. 45–54.
51. Koreshnikova, Yu. N. Bar`ery` dlya sozdaniya pedagogicheskix uslovij razvitiya kriticheskogo my`shleniya v rossijskix vuzax / Yu. N. Koreshnikova, I. D. Frumin, T. V. Pashhenko // Pedagogika. — 2020. — № 9. — S. 45–54.
52. 13. Кумсков, В. В. Педагогические идеи Д. Дьюи и советское образование 1920-х гг. / В. В. Кумсков // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-d-dyui-i-sovetskoeobrazovanie-1920-h-gg" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-d-dyui-i-sovetskoeobrazovanie-1920-h-gg</a> (
53. Kumskov, V. V. Pedagogicheskie idei D. D`yui i sovetskoe obrazovanie 1920-x gg. / V. V. Kumskov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-d-dyui-i-sovetskoe-obrazovanie-1920-h-gg" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-d-dyui-i-sovetskoe-obrazovanie-1920-h-gg</a>
54. 14. Куренной, В. А. Наука в современном мире / В. А. Куренной // Отечественные записки. — 2003. — № 1. — URL: <a href="https://strana-oz.ru/2003/1/nauka-v-sovremennom-mire" target="_blank">https://strana-oz.ru/2003/1/nauka-v-sovremennom-mire</a> (дата обращения: 17.08.2023).
55. Kurennoj, V. A. Nauka v sovremennom mire / V. A. Kurennoj // Otechestvenny`e zapiski. — 2003. — № 1. — URL: <a href="https://strana-oz.ru/2003/1/nauka-v-sovremennom-mire" target="_blank">https://strana-oz.ru/2003/1/nauka-v-sovremennom-mire</a> (data obrashheniya: 17.08.2023).

Other articles