Published Date: 01.07.2023

Intellectual Mechanisms and Specifics of Students’ Socialization in the Conditions of Academic Communication

Annotation

The possibilities of studying the mechanisms and features of the intellectual socialization of students in the conditions of academic communication are updated. Academic communication — communication with different subjects of the educational environment of higher education in the learning process. A theoretical model for combining the mechanisms and components of socialization with an emphasis on intellectual ones is proposed. The structure and content of students’ socialization in the process of studying at the university is analyzed. Its main intellectual mechanisms are described. Separate results of an empirical study of the correlation between the processes of intellectual socialization and the dynamics of students’ consciousness in the learning process are presented. Practical recommendations are given for supporting and accompanying intellectual socialization in the academic communication of students.




Library

1. Myasishhev, V. N. Osnovny`e problemy` i sovremennoe sostoyanie psixologii otnoshenij / V. N. Myasishhev // Psixologicheskaya nauka v SSSR : v 2 t. — Moskva, 1960. — T. 2. — S. 110–125.
2. 30. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР : в 2 т. — Москва, 1960. — Т. 2. — С. 110–125.
3. Mudrik, A. V. Socializaciya i «smutnoe vremya» / A. V. Mudrik. — Moskva : Znanie, 1991. — 80 s.
4. 29. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. — Москва : Знание, 1991. — 80 с.
5. Morosanova, V. I. Razvitie teorii osoznannoj samoregulyacii : differencial`ny`j podxod / V. I. Morosanova // Voprosy` psixologii. — 2011. — № 3. — S. 132–144.
6. 28. Моросанова, В. И. Развитие теории осознанной саморегуляции : дифференциальный подход / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2011. — № 3. — С. 132–144.
7. Mel`nichuk, A. S. Razvitie intellektual`ny`x umenij budushhix psixologov v strukture obshheprofessional`noj podgotovki : vy`stuplenie na kafedre akmeologii i psixologii professional`noj deyatel`nosti RAGS pri Prezidente Rossijskoj Federacii (12 oktyabrya
8. 27. Мельничук, А. С. Развитие интеллектуальных умений будущих психологов в структуре общепрофессиональной подготовки : выступление на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте Российской Федерации (12 октября 2006 г
9. Matyushkin, A. M. Problemny`e situacii v psixologicheskoj podgotovke specialista v vuze / A. M. Matyushkin, A. A. Ponukalin // Voprosy` psixologii. — 1988. — № 2. — S. 76–82.
10. 26. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе / А. М. Матюшкин, А. А. Понукалин // Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 76–82.
11. Maly`shevskij, A. F. Filosofiya obrazovaniya: chelovek v predlagaemy`x obstoyatel`stvax kul`tury` . Detstvo / A. F. Maly`shevskij. — Sankt-Peterburg : Ivan Fedorov, 2001. — 304 s.
12. 25. Малышевский, А. Ф. Философия образования: человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство / А. Ф. Малышевский. — Санкт-Петербург : Иван Федоров, 2001. — 304 с.
13. Leont`ev, A. N. Deyatel`nost` . Soznanie. Lichnost` / A. N. Leont`ev. — Moskva : Politizdat, 1975. — 304 s.
14. 24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
15. Leonova, A. B. Psixodiagnostika neblagopriyatny`x funkcional`ny`x sostoyanij cheloveka / A. B. Leonova. — Moskva : Izd-vo MGU, 1984. — 200 s.
16. 23. Леонова, А. Б. Психодиагностика неблагоприятных функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. — Москва : Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
17. Kuzneczova, A. S. Koping-strategii kak bazovy`e sostavlyayushhie sistemy` individual`ny`x resursov e`ffektivnoj samoprezentacii pri proxozhdenii sobesedovaniya po priemu na rabotu / A. S. Kuzneczova, A. A. Tatarova // Psixologiya sovladayushhego povedeniy
18. 22. Кузнецова, А. С. Копинг-стратегии как базовые составляющие системы индивидуальных ресурсов эффективной самопрезентации при прохождении собеседования по приему на работу / А. С. Кузнецова, А. А. Татарова // Психология совладающего поведения / под ред.
19. Kon, I. S. Psixologiya rannej yunosti : kniga dlya uchitelya / I. S. Kon. — Moskva : Prosveshhenie, 1989. — 254 s.
20. 21. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1989. — 254 с.
21. Kovalev, A. I. Problemy` rezul`tativnosti socializacii molodezhi v izmenyayushhemsya obshhestve / A. I. Kovalev // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). — 2007. — № 1. — S. 73–77.
22. Shiller, D. Social`ny`e karty` v mozge / D. Shiller, M. Shafer // V mire nauki. — 2020. — № 5. — S. 33–39.
23. 39. Шиллер, Д. Социальные карты в мозге / Д. Шиллер, М. Шафер // В мире науки. — 2020. — № 5. — С. 33–39.
24. Fel`dshtejn, D. I. Nauchny`e kadry` obrazovatel`noj sistemy` : puti povy`sheniya kachestva dissertacionny`x issledovanij / D. I. Fel`dshtejn // Obrazovatel`ny`e texnologii. — 2008. — № 3. — S. 9–18.
25. 38. Фельдштейн, Д. И. Научные кадры образовательной системы : пути повышения качества диссертационных исследований / Д. И. Фельдштейн // Образовательные технологии. — 2008. — № 3. — С. 9–18.
26. Uly`bina, E. V. Psixologiya oby`dennogo soznaniya : monografiya / E. V. Uly`bina. — Moskva : Smy`sl, 2001. — 266 s.
27. 37. Улыбина, Е. В. Психология обыденного сознания : монография / Е. В. Улыбина. — Москва : Смысл, 2001. — 266 с.
28. Titova, M. A. E`ffektivnost` samoregulyacii funkcional`nogo sostoyaniya kak faktor professional`noj uspeshnosti v osoby`x usloviyax truda / M. A. Titova // V s``ezd Rossijskogo psixologicheskogo obshhestva : mater. uchastnikov s``ezda. — Moskva, 2012. — T
29. 36. Титова, М. А. Эффективность саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности в особых условиях труда / М. А. Титова // V съезд Российского психологического общества : матер. участников съезда. — Москва, 2012. — Т. 1. — С.
30. Solov`eva, N. V. Psixologicheskie mexanizmy` social`noj intellektualizacii / N.V.Solov`eva, A. F. Mamedbekova // Korrekcionnaya psixologiya i pedagogika v sovremennom obrazovatel`nom prostranstve: aktual`ny`e voprosy`, dostizheniya, innovacii : sb. nauch.
31. 35. Соловьева, Н. В. Психологические механизмы социальной интеллектуализации / Н. В. Соловьева, А. Ф. Мамедбекова // Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. науч. тр
32. Sechenov, I. M. Sobranie sochinenij I. M. Sechenova : T. 1–2 / I. M. Sechenov ; Predisl.: chl. komis. M. A. Menzibir, L. Z. Moroxovecz, M. N. Shaternikov. — Moskva : Imp. Mosk. un-t, 1906–1908.
33. 34. Сеченов, И. М. Собрание сочинений И. М. Сеченова : Т. 1–2 / И. М. Сеченов ; Предисл.: чл. комис. М. А. Мензибир, Л. З. Мороховец, М. Н. Шатерников. — Москва : Имп. Моск. ун-т, 1906–1908.
34. Seung, S. Konnektom. Kak mozg delaet nas tem, chto my` est` / S. Seung ; per. s angl. A. Kananadze. — Moskva : Binom. Laboratoriya znanij, 2015. — 440 s.
35. 33. Сеунг, С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть / С. Сеунг ; пер. с англ. А. Кананадзе. — Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2015. — 440 с.
36. Rodzhers, K. Stanovlenie lichnosti : Vzglyad na psixoterapiyu : per. s angl. / Karl R. Rodzhers. — Moskva : Institut obshhegumanitarny`x issledovanij, 2018. — 241 s.
37. 32. Роджерс, К. Становление личности : Взгляд на психотерапию : пер. с англ. / Карл Р. Роджерс. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2018. — 241 с.
38. Petrovskij, V. A. Lichnost` v psixologii : paradigma sub``ektnosti / V. A. Petrovskij. — Rostov-na-Donu, 1996. — 512 s.
39. 31. Петровский, В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности / В. А. Петровский. — Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
40. Bre`ddik, U. Menedzhment v organizacii / U. Bre`ddik — Moskva : Infra-M, 1997. — 344 s.
41. 10. Брэддик, У. Менеджмент в организации / У. Брэддик — Москва : Инфра-М, 1997. — 344 с.
42. Bodrov, V. A. Psixologicheskie mexanizmy` adaptacii cheloveka / V. A. Bodrov // Psixologiya adaptacii i social`naya sreda : sovremenny`e podxody`, problemy`, perspektivy` / otv. red. L. G. Dikaya, A. L. Zhuravlev. — Moskva, 2007. — S. 42–61.
43. 9. Бодров, В. А. Психологические механизмы адаптации человека / В. А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда : современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. — Москва, 2007. — С. 42–61.
44. Belan, E. A. Psixologiya aktivnosti: sovladanie lichnosti s zhiznenny`mi trudnostyami : monografiya / E. A. Belan. — Krasnodar : Kubanskij gosudarstvenny`j universitet, 2008. — 130 s.
45. 8. Белан, Е. А. Психология активности: совладание личности с жизненными трудностями : монография / Е. А. Белан. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2008. — 130 с.
46. Baxtin, M. M. K metodologii gumanitarny`x nauk / M. M. Baxtin // Razvitie lichnosti. — 2008. — № 4. — S. 186—197.
47. 7. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Развитие личности. — 2008. — № 4. — С. 186—197.
48. Baltes, P. B. Vsevozrastnoj podxod v psixologii razvitiya : issledovanie dinamiki pod``emov i spadov na protyazhenii zhizni / P. B. Baltes // Psixologicheskij zhurnal. — 1994. — T. 15, № 1. — S. 60–78.
49. 6. Балтес, П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития : исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П. Б. Балтес // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1. — С. 60–78.
50. Anczupov, A. Ya. Social`no-psixologicheskaya ocenka personala : ucheb. posobie / A. Ya. Anczupov. — Moskva : YuNITI-DANA, 2008. — 391 s.
51. 5. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала : учеб. пособие / А. Я. Анцупов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 391 с.
52. Anisimov, O. S. Soznanie i realizaciya ego funkcij / O. S. Anisimov // Mir psixologii. — 2018. — № 2. — S. 103–144.
53. 4. Анисимов, О. С. Сознание и реализация его функций / О. С. Анисимов // Мир психологии. — 2018. — № 2. — С. 103–144.
54. Andreeva, G. M. Social`naya psixologiya : ucheb. dlya vy`ssh. ucheb. zavedenij / G. M. Andreeva. — Moskva : Aspekt Press, 2017. — 363 s.
55. 3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 363 с.
56. Akopov, G. V. Mnogomernost` kak faktor polikonceptual`nosti soznaniya versus sistemnaya celostnost` soznaniya / G. V. Akopov // Mir psixologii. — 2018. — № 2. — S. 21–29.
57. 2. Акопов, Г. В. Многомерность как фактор поликонцептуальности сознания versus системная целостность сознания / Г. В. Акопов // Мир психологии. — 2018. — № 2. — С. 21–29.
58. Abul`xanova, K. A. Soznanie lichnosti kak zhiznennaya sposobnost` / K. A. Abul`xanova // Mir psixologii. — 2018. — № 2. — S. 30–46.
59. 1. Абульханова, К. А. Сознание личности как жизненная способность / К. А. Абульханова // Мир психологии. — 2018. — № 2. — С. 30–46.
60. 20. Ковалев, А. И. Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе / А. И. Ковалев // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — 2007. — № 1. — С. 73–77.
61. Knyazev, A. M. Psixologo-akmeologicheskoe obespechenie v sisteme vy`sshego obrazovaniya : ucheb. posobie / A. M. Knyazev. — Moskva : RAGS, 2007. — 128 s.
62. 19. Князев, А. М. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего образования : учеб. пособие / А. М. Князев. — Москва : РАГС, 2007. — 128 с.
63. Karpov, A. V. Refleksivnost` kak psixicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki / A. V. Karpov // Psixologicheskij zhurnal. — 2003. — T. 24, № 5. — S. 45–57.
64. 18. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 5. — С. 45–57.
65. Zinchenko, V. P. Miry` soznaniya i struktura soznaniya / V. P. Zinchenko // Voprosy` psixologii. — 1991. — № 2. — S. 15–36.
66. 17. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 15–36.
67. Dridze, T. M. Ot germenevtiki k semiosociopsixologii : ot «tvorcheskogo» tolkovaniya teksta k ponimaniyu kommunikativnoj intencii avtora / T. M. Dridze // Social`naya kommunikaciya i social`noe upravlenie v e`koantropocentricheskoj i semiosociopsixologich
68. 16. Дридзе, Т. М. От герменевтики к семиосоциопсихологии : от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора / Т. М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологическо
69. Dikaya, L. G. Psixicheskaya samoregulyaciya funkcional`nogo sostoyaniya cheloveka (sistemno-deyatel`nostny`j podxod) / L. G. Dikaya. — Moskva : IP RAN, 2003. — 318 s.
70. 15. Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л. Г. Дикая. — Москва : ИП РАН, 2003. — 318 с.
71. Derkach, A. A. Pedagogicheskaya akmeologiya / A. A. Derkach, O. S. Anisimov, N. V. Solov`eva. — Moskva: PAGS, 2007. — 159 s.
72. 14. Деркач, А. А. Педагогическая акмеология / А. А. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева. — Москва : PAГС, 2007. — 159 с.
73. Galaxova, E. S. Professional`noe stanovlenie studentov v vospitatel`noj deyatel`nosti kolledzha : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Galaxova Elena Sergeevna. — Chelyabinsk, 2010. — 22 s.
74. 13. Галахова, Е. С. Профессиональное становление студентов в воспитательной деятельности колледжа : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Галахова Елена Сергеевна. — Челябинск, 2010. — 22 с.
75. Vodop`yanova, N. E. Psixologiya upravleniya personalom. Psixicheskoe vy`goranie : ucheb. posobie dlya vuzov / N. E. Vodop`yanova, E. S. Starchenkova. — 3-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurajt, 2017. — 343 s.
76. 12. Водопьянова, Н. Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание : учеб. пособие для вузов / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2017. — 343 с.
77. Vasilyuk, F. E. Urovni postroeniya perezhivaniya i metody` psixologicheskoj pomoshhi / F. E. Vasilyuk // Voprosy` psixologii. — 1988. — № 5. — S. 27–37.
78. 11. Василюк, Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — С. 27–37.

Other articles