Published Date: 01.07.2023

Social and Psychological Readiness and Professional Orientation of High School Students in the Learning Process

Annotation

The article is devoted to the study of the social-psychological needs and professional orientation of high school students in the learning process. The results of the study cover the period 2012–2019. We studied practical forms of social-psychological readiness of students in grades 9–10. By the method of statistical processing of calculations, they were convinced of the correct choice of the profession of the senior classes in the learning process.




Library

1. 12. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов — Москва : Знание, 1983. — 96 с.
2. Klimov, E. A. Psixologo-pedagogicheskie problemy` professional`noj konsul`tacii / E. A. Klimov — Moskva: Znanie, 1983. — 96 s.
3. 13. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1989. — 102 с.
4. Kon, I. S. Psixologiya rannej yunosti : kniga dlya uchitelya / I. S. Kon. — Moskva : Prosveshhenie, 1989. — 102 s.
5. 14. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 248 с.
6. Mitina, L. M. Psixologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti / L. M. Mitina. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo psixologo-social`nogo universiteta ; Voronezh : MODE`K, 2002. — 248 s.
7. 15. Павлютенков, Е. М. Управление профориентацией в образовательной школе : учеб. пособие / Е. М. Павлютенков. — Владивосток : Дальневосточный университет, 1990. — 148 с.
8. Pavlyutenkov, E. M. Upravlenie proforientaciej v obrazovatel`noj shkole : ucheb. posobie / E. M. Pavlyutenkov. — Vladivostok : Dal`nevostochny`j universitet, 1990. — 148 s.
9. 16. Парамзин, В. П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы / В. П. Парамзин. — Новосибирск : НГПИ, 1987. — 153 с.
10. Paramzin, V. P. Professional`naya napravlennost` lichnosti i ee formirovanie v shkol`ny`e gody` / V. P. Paramzin. — Novosibirsk : NGPI, 1987. — 153 s.
11. 17. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — Москва : Наука, 1986. — 198 с.
12. Platonov, K. K. Struktura i razvitie lichnosti / K. K. Platonov. — Moskva : Nauka, 1986. — 198 s.
13. 18. Покровская, С. Е. Особенности развития системы профессиональной ориентации молодежи РБ в условиях социально-экономических реформ / С. Е. Покровская // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации : сб. науч. ст. — Барановичи, 1999. — С. 11–25.
14. Pokrovskaya, S. E. Osobennosti razvitiya sistemy` professional`noj orientacii molodezhi RB v usloviyax social`no-e`konomicheskix reform / S. E. Pokrovskaya // Aktual`ny`e problemy` proforientacii i profadaptacii : sb. nauch. st. — Baranovichi, 1999. — S.
15. 19. Покровская, С. Е. Профессиональное самоопределение личности и его характеристика / С. Е. Покровская, Н. А. Баркан // Приоритеты интеллектуальной элиты в развитии мировой цивилизации : матер. междунар. науч.-теор. конф., МГЭИ, 2 нояб. 2002 г. / под ред
16. Pokrovskaya, S. E. Professional`noe samoopredelenie lichnosti i ego xarakteristika / S. E. Pokrovskaya, N. A. Barkan // Prioritety` intellektual`noj e`lity` v razvitii mirovoj civilizacii : mater. mezhdunar. nauch.-teor. konf., MGE`I, 2 noyab. 2002 g. / p
17. 20. Покровская, С. Е. Понятие «профессиональная направленность личности» в современной психологии: анализ содержания / С. Е. Покровская // Белорусский психологический журнал. — 2004. — № 2. — С. 38–43.
18. Pokrovskaya, S. E. Ponyatie «professional`naya napravlennost` lichnosti» v sovremennoj psixologii: analiz soderzhaniya / S. E. Pokrovskaya // Belorusskij psixologicheskij zhurnal. — 2004. — № 2. — S. 38–43.
19. 21. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 392 с.
20. Pryazhnikov, N. S. Metody` aktivizacii professional`nogo i lichnostnogo samoopredeleniya : ucheb.-metod. posobie / N. S. Pryazhnikov. — Moskva : Izd-vo MPSU ; Voronezh : MODE`K, 2002. — 392 s.
21. 22. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова [и др.] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. — Санкт-Петербург : Речь, 2001. — 215 с.
22. Trening razvitiya zhiznenny`x celej (programma psixologicheskogo sodejstviya uspeshnoj adaptacii) / M. A. Alieva, T. V. Grishanovich, L. V. Lobanova [i dr.] ; pod red. E. G. Troshixinoj. — Sankt-Peterburg : Rech`, 2001. — 215 s.
23. 1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности / К.А.Абульханова-Славская. — Москва : Наука, 1973. — 288 с.
24. Abul`xanova-Slavskaya, K. A. O sub``ekte psixicheskoj deyatel`nosti / K. A. Abul`xanova-Slavskaya. — Moskva : Nauka, 1973. — 288 s.
25. 2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. — Москва : Мысль, 1976. — 312 с.
26. Aseev, V. G. Motivaciya povedeniya i formirovaniya lichnosti / V. G. Aseev. — Moskva : My`sl`, 1976. — 312 s.
27. 3. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Борисова Елена Михайловна. — Москва, 1995. — 21 с.
28. Borisova, E. M. Professional`noe samoopredelenie: lichnostny`j aspekt : avtoref. dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.07 / Borisova Elena Mixajlovna. — Moskva, 1995. — 21 s.
29. 4. Брагина, В. Д. О соотношении профессиональных намерений, самооценки способностей и профессиональной пригодности учащихся 10 классов / В. Д. Брагина // Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы : сб.
30. Bragina, V. D. O sootnoshenii professional`ny`x namerenij, samoocenki sposobnostej i professional`noj prigodnosti uchashhixsya 10 klassov / V. D. Bragina // Voprosy` trudovogo vospitaniya i politexnicheskogo obucheniya v istorii sovetskoj pedagogiki i shk
31. 5. Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. — Москва : Знание, 1983. — 248 с.
32. Brushlinskij, A. V. Produktivnoe my`shlenie i problemnoe obuchenie / A. V. Brushlinskij. — Moskva : Znanie, 1983. — 248 s.
33. 6. Бушуева, В. С. Об изучении мотивов выбора профессии старшеклассников / В. С. Бушуева // Вопросы нравственного воспитания учащейся молодежи : сб. ст. / под ред. И. К. Иванова. — Кемерово, 1974. — С. 14–26.
34. Bushueva, V. S. Ob izuchenii motivov vy`bora professii starsheklassnikov / V. S. Bushueva // Voprosy` nravstvennogo vospitaniya uchashhejsya molodezhi : sb. st. / pod red. I. K. Ivanova. — Kemerovo, 1974. — S. 14–26.
35. 7. Горлин, А. В. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии / А.В. Горлин // Воспитание школьников. — 1979. — № 5. — С. 31–35.
36. Gorlin, A. V. Podgotovka k trudu i soznatel`nomu vy`boru professii / A. V. Gorlin // Vospitanie shkol`nikov. — 1979. — № 5. — S. 31–35.
37. 8. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко. — Минск : Изд-во БГУ, 1976. — 168 с.
38. D`yachenko, M. I. Psixologicheskie problemy` gotovnosti k deyatel`nosti / M. I. D`yachenko. — Minsk : Izd-vo BGU, 1976. — 168 s.
39. 9. Журавлев, В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В. И. Журавлев — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1972. — 198 с.
40. Zhuravlev, V. I. Voprosy` zhiznennogo samoopredeleniya vy`pusknikov srednej shkoly` / V. I. Zhuravlev — Rostov-na-Donu : Izd-vo Rostovskogo universiteta, 1972. — 198 s.
41. 10. Иващенко, Ф. И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. — Москва : Университетское, 1988. — 124 с.
42. Ivashhenko, F. I. Psixologiya trudovogo vospitaniya / F. I. Ivashhenko. — Moskva : Universitetskoe, 1988. — 124 s.
43. 11. Иващенко, Ф. И. Трудовой поступок школьника / Ф. И. Иващенко. — Минск : Народная асвета, 1989. — 96 с.
44. Ivashhenko, F. I. Trudovoj postupok shkol`nika / F. I. Ivashhenko. — Minsk : Narodnaya asveta, 1989. — 96 s.

Other articles