Published Date: 01.07.2023

Chatbot as a Tool for Assessing Students’ Ability to Counteract Psychological Pressure in Online Communication

Annotation

The “Chatbot for diagnostics of communicative skills of counteraction to psychological pressure” was developed and tested on a sample of students. The bot imitates the situation of communication in real time and helps to assess the level of development of communicative skills identified in the analysis of the literature as skills of counteracting psychological pressure: the ability to recognize situations of psychological pressure; the ability to verbally express their emotions and desires in a socially acceptable way (“I-speech”, the ability to say “no”); the ability to use different ways of “listening”, depending on the content of the information transmitted by the interlocutor (active, empathic, passive). The method proposed by the authors showed high values of reliabilitystability (retest) and reliability-consistency. The validity of the methodology was confirmed by high discriminability values, as well as by additional methods of validity assessment (formative experiment and sentiment analysis using the TextBlob text library).




Library

1. 14. Погожина, И. Н. Формирование и развитие познавательных структур: детерминанты и механизмы. Постнеклассическая модель : монография / И. Н. Погожина. — Москва : НИЯУ МИФИ, 2016. — 552 с.
2. Pogozhina, I. N. Formirovanie i razvitie poznavatel`ny`x struktur: determinanty` i mexanizmy`. Postneklassicheskaya model` : monografiya / I. N. Pogozhina. — Moskva : NIYaU MIFI, 2016. — 552 s.
3. 15. Погожина, И. Н. Как связаны вовлеченность в ситуации кибербуллинга с коммуникативной компетентностью и уровнем морального развития интернет-пользователей? / И. Н. Погожина, О. С. Рекун // Мир психологии. — 2022. — № 1 (108). — С. 71–81. — DOI: 10.5194
4. Pogozhina, I. N. Kak svyazany` vovlechennost` v situacii kiberbullinga s kommunikativnoj kompetentnost`yu i urovnem moral`nogo razvitiya internet-pol`zovatelej? / I. N. Pogozhina, O. S. Rekun // Mir psixologii. — 2022. — № 1 (108). — S. 71–81. — DOI: 10.5
5. 16. Подольский, А. И. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А. И. Подольский, И. Н. Погожина // Образование личности. — 2014. — № 4. — С. 123–129.
6. Podol`skij, A. I. Analiz fenomena psixologicheskogo davleniya vo vnutrisemejny`x otnosheniyax kak osnova tipologii semejny`x konfliktov / A. I. Podol`skij, I. N. Pogozhina // Obrazovanie lichnosti. — 2014. — № 4. — S. 123–129.
7. 17. Розенберг, М. Язык жизни. Ненасильственное общение / М. Розенберг ; пер. с англ. А. Максимова. — Москва : София, 2018. — 272 с.
8. Rozenberg, M. Yazy`k zhizni. Nenasil`stvennoe obshhenie / M. Rozenberg ; per. s angl. A. Maksimova. — Moskva : Sofiya, 2018. — 272 s.
9. 18. Солдатова, Г. У. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания / Г. У. Солдатова, А. Н. Ярмина // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 3 (35). — С. 17–31.
10. Soldatova, G. U. Kiberbulling: osobennosti, rolevaya struktura, detsko-roditel`skie otnosheniya i strategii sovladaniya / G. U. Soldatova, A. N. Yarmina // Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal. — 2019. — № 3 (35). — S. 17–31.
11. 19. Талызина, Н. Ф. Деятельностная теория учения / Н. Ф. Талызина. — Москва : Изд-во Московского университета, 2018. — 440 с.
12. Taly`zina, N. F. Deyatel`nostnaya teoriya ucheniya / N. F. Taly`zina. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2018. — 440 s.
13. 20. Тест-опросник коммуникативных умений: для подростков и старшеклассников / под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев : Перспектива, 1995. — 9 с.
14. Test-oprosnik kommunikativny`x umenij: dlya podrostkov i starsheklassnikov / pod red. Yu. Z. Gil`buxa. — Kiev : Perspektiva, 1995. — 9 s.
15. 21. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ / И. Н. Погожина, А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Т. А. Подольская // Вопросы образования. — 2020. — № 3. — С. 60–94.
16. Cifrovoe povedenie i osobennosti motivacionnoj sfery` internet-pol`zovatelej: logikokategorial`ny`j analiz / I. N. Pogozhina, A. I. Podol`skij, O. A. Idobaeva, T. A. Podol`skaya // Voprosy` obrazovaniya. — 2020. — № 3. — S. 60–94.
17. 22. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 480 с.
18. Chaldini, R. Psixologiya vliyaniya / R. Chaldini. — 5-e izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2018. — 480 s.
19. 23. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе / Б. С. Горячкин, Д. А. Галичий, В. С. Цапий [и др.] // E-Scio. — 2021. — № 4 (55). — С. 529–551.
20. E`ffektivnost` ispol`zovaniya chat-botov v obrazovatel`nom processe / B. S. Goryachkin, D. A. Galichij, V. S. Czapij [i dr.] // E-Scio. — 2021. — № 4 (55). — S. 529–551.
21. 24. Hsueh, M. “Leave your comment below” : Can biased online comments influence our own prejudicial attitudes and behaviors? / M. Hsueh, K. Yogeeswaran, S. Malinen // Human Communication Research. — 2015. — Vol. 41, № 4. — P. 557–576. — DOI: 10.1111/hcre.
22. 25. Hutchens, M. J. How could you think that?!?! : Understanding intentions to engage in political flaming / M. J. Hutchens, V. J. Cicchirillo, J. D. Hmielowski // New Media and Society. — 2015. — Vol. 17, № 8. — P. 1201–1219. — DOI: 10.1177/1461444814522
23. 26. Next generation: chatbots in clinical psychology and psychotherapy to Foster mental health-a scoping review / E. Bendig, L. Schulze-Thüsing, H. Baumeister, B. Erb // Verhaltenstherapie. — 2019. — Vol. 29, № 4. — P. 266–280.
24. 27. Park, S. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullying / S. Park, E. Na, E. Kim // Children and Youth Services Review. — 2014. — Vol. 42. — P. 74–81. — DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.04.002
25. 28. Smetanin, S. The Applications of Sentiment Analysis for Russian Language Texts : Current Challenges and Future Perspectives / S. Smetanin // IEEE Access. — 2020. — Vol. 8. — P. 110693–110719.
26. 29. The “nasty effect” : Online incivility and risk perceptions of emerging technologies / A. A. Anderson, D. Brossar, D. A. Scheufele, M. A. Xenos // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2014. — Vol. 19, № 3. — P. 373–387. — DOI: 10.1111/jcc4.12
27. 1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 688 с.
28. Anastazi, A. Psixologicheskoe testirovanie / A. Anastazi, S. Urbina. — SanktPeterburg : Piter, 2009. — 688 s.
29. 2. Андреева, Г. М. Межличностное восприятие в группе / Г. М. Андреева. — Москва : Изд-во МГУ, 1981. — 295 с.
30. Andreeva, G. M. Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe / G. M. Andreeva. — Moskva : Izd-vo MGU, 1981. — 295 s.
31. 3. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 304 с.
32. Anczupov, A. Ya. Konfliktologiya v sxemax i kommentariyax / A. Ya. Anczupov, S. V. Baklanovskij. — Sankt-Peterburg : Piter, 2009. — 304 s.
33. 4. Белинская, Е. П. Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 185 с.
34. Belinskaya, E. P. Psixologiya Internet-kommunikacii : ucheb. posobie / E. P. Belinskaya. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo psixologo-social`nogo universiteta ; Voronezh : MODE`K, 2013.— 185 s.
35. 5. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 351 c.
36. Burlachuk, L. F. Psixodiagnostika / L. F. Burlachuk. — Sankt-Peterburg : Piter, 2010. — 351 s.
37. 6. Войскунский, А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. — Москва : Акрополь, 2010. — 439 с.
38. Vojskunskij, A. E. Psixologiya i Internet / A. E. Vojskunskij.— Moskva : Akropol`, 2010.— 439 s.
39. 7. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. — Москва : Московский психолого-социальный институт, 2005. — 332 с.
40. Gal`perin, P. Ya. Lekcii po psixologii / P. Ya. Gal`perin. — Moskva : Moskovskij psixologo-social`ny`j institut, 2005. — 332 s.
41. 8. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. — Москва : Изд-во Московского университета, 1986. — 200 с.
42. Il`yasov, I. I. Struktura processa ucheniya / I. I. Il`yasov. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1986. — 200 s.
43. 9. Кирина, М. А. Автоматическая оценка впечатлений обучающихся методами анализа тональности (на материале отзывов на онлайн-курсы на русском и английском) / М. А. Кирина, Л. Д. Тельнина // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022) :
44. Kirina, M. A. Avtomaticheskaya ocenka vpechatlenij obuchayushhixsya metodami analiza tonal`nosti (na materiale otzy`vov na onlajn-kursy` na russkom i anglijskom) / M. A. Kirina, L. D. Tel`nina // Cifrovaya gumanitaristika i texnologii v obrazovanii (DHTE
45. 10. Митина, О. В. Разработка и адаптация психологических опросников / О. В. Митина. — Москва : Смысл, 2013. — 235 с.
46. Mitina, O. V. Razrabotka i adaptaciya psixologicheskix oprosnikov / O. V. Mitina. — Moskva : Smy`sl, 2013. — 235 s.
47. 11. Панкратов, В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация : практ. рук-во / В. Н. Панкратов. — Москва : Изд-во Института психотерапии, 2001. — 208 с.
48. Pankratov, V. N. Manipulyacii v obshhenii i ix nejtralizaciya : prakt. ruk-vo / V. N. Pankratov. — Moskva : Izd-vo Instituta psixoterapii, 2001. — 208 s.
49. 12. Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. — Санкт-Петербург : Лань, 1996. — 160 с.
50. Povarnin, S. I. Spor. O teorii i praktike spora / S. I. Povarnin. — Sankt-Peterburg : Lan`, 1996. — 160 s.
51. 13. Погожина, И. Н. Психологическое давление как копинг-стратегия по разрешению внутрисемейных конфликтных ситуаций / И. Н. Погожина, А. И. Подольский // Психология стресса и совладающего поведения : матер. III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26–2
52. Pogozhina, I. N. Psixologicheskoe davlenie kak koping-strategiya po razresheniyu vnutrisemejny`x konfliktny`x situacij / I. N. Pogozhina, A. I. Podol`skij // Psixologiya stressa i sovladayushhego povedeniya: mater. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kost

Other articles