Published Date: 01.07.2023

Социальные представления руководителей детского сада о психологической безопасности образовательной среды

Annotation

В статье обосновывается идея о том, что социальные представления руководителей дошкольного образовательного учреждения о психологической безопасности образовательной среды являются важным фактором при разработке системы работы по формированию психологически безопасной образовательной среды детского сада, которая выступает значимым условием эмоционального благополучия воспитанников и педагогов. Целью исследования является изучение социальных представлений руководителей детских садов о психологической безопасности, ее компонентах и роли субъектов образовательной среды в их формировании. Представлены результаты исследования структуры социальных представлений руководителей дошкольного образовательного учреждения о психологической безопасности образовательной среды, полученные с применением анкетирования, контент-анализа и методики П. Вержеса.



Library

1. 10. Лактионова, Е. Б. Оценка психологической безопасности ситуации и стратегии совладающего поведения у подростков-правонарушителей / Е. Б. Лактионова, Ю. С. Пежемская // Психология и право. — 2021. — Т. 11, № 3. — С. 62–76. — DOI: 10.17759/psylaw.2021110
2. 18. Vergès, P. The Evocation of money: a method for defining the central core of a representation / P. Vergès // Psychology Bulletin. — 1992. — Vol. XLV, № 405. — P. 203–209.
3. 17. Understanding Psychological Safety in Health Care and Education Organizations : A Comparative Perspective / A. C. Edmondson, M. Higgins, S. J. Singer, J. Weiner // Research in Human Development. — 2016. — Vol. 13, № 1. — P. 65–83. — DOI: 10.1080/15427
4. 16. Moscovici, S. The phenomenon of social representations / S. Moscovici // Social representations. — Cambridge, 1984. — P. 3–69.
5. 15. Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда : (монография) / В. А. Ясвин. — Москва : Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. — 332 с.
6. 14. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов : матер. Всерос. заоч. науч. интернет-конф., Москва, 2 окт. 2015 г. / Центр экстренной психологической помо
7. 13. Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации / М. Н. Терещенко, И. Н. Евтушенко, И. Ю. Иванова, А. Ю. Комарова // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — № 4 (37). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> psihologichesk
8. 12. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 352 с.
9. 11. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практ. рук-во / под ред. И. А. Баевой. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 281 с.
10. 1. Баева, И. А. Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений / И. А. Баева, С. В. Тарасов // Научное мнение. — 2018. — № 1. — С. 28–38.
11. 9. Лактионова, Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды : монография / Е. Б. Лактионова. — Санкт-Петербург : Книжный дом, 2013. — 288 с.
12. 8. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, Д. В. Мельникова, Н. В. Лаврешкин // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13, № 3. — С. 8–25.
13. 7. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21–24. — URL: <a href="https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/" target="_blank">https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/</a> (дата обращения: 01.07.2023).
14. 6. Бовина, И. Б. Стратегии исследования социальных представлений / И. Б. Бовина // Социологический журнал. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/strategii-issledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy (дата обращения: 21.07.2023).
15. 5. Бовина, И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. — Москва : Аспект Пресс, 2007. — 168 с.
16. 4. Барышникова, Е. В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова // АНИ: педагогика и психология. — 2018. — № 3 (24). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/psihologicheskaya-be
17. 3. Баева, И. А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Интеграция образования. — 2021. — Т. 25, № 3. — С. 192–213. — DOI: 10.15507/19919468.104.025.202
18. 2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей / И. А. Баева, И. В. Кондакова // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : сб. матер. Второй Междуна

Other articles