Published Date: 01.07.2023

Social Representations of the Heads of Preschool Institutions about the Psychological Safety of the Educational Environment

Annotation

The article substantiates the idea that the social representations of the heads of preschool educational institutions about the psychological safety of the educational environment are an important factor in the development of a system of work on the formation of a psychologically safe educational environment of kindergarten, which acts as a significant condition for the emotional well-being of pupils and teachers. The purpose of the study is to study the idea of kindergarten managers about psychological safety, its components and the role of subjects of the educational environment in their formation. The results of the study of the structure of social representations of preschool educational institution managers about the psychological safety of the educational environment obtained using questionnaires, content analysis and P. Verges methodology is presented.




Library

1. 9. Лактионова, Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды : монография / Е. Б. Лактионова. — Санкт-Петербург : Книжный дом, 2013. — 288 с.
2. Laktionova, E. B. Psixologicheskaya e`kspertiza obrazovatel`noj sredy` : monografiya / E. B. Laktionova. — Sankt-Peterburg : Knizhny`j dom, 2013. — 288 s.
3. 10. Лактионова, Е. Б. Оценка психологической безопасности ситуации и стратегии совладающего поведения у подростков-правонарушителей / Е. Б. Лактионова, Ю. С. Пежемская // Психология и право. — 2021. — Т. 11, № 3. — С. 62–76. — DOI: 10.17759/psylaw.2021110
4. Laktionova, E. B. Ocenka psixologicheskoj bezopasnosti situacii i strategii sovladayushhego povedeniya u podrostkov-pravonarushitelej / E. B. Laktionova, Yu. S. Pezhemskaya // Psixologiya i pravo. — 2021. — T. 11, № 3. — S. 62–76. — DOI: 10.17759/psylaw.2
5. 11. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практ. рук-во / под ред. И. А. Баевой. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 281 с.
6. Obespechenie psixologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel`nom uchrezhdenii : prakt. ruk-vo / pod red. I. A. Baevoj. — Sankt-Peterburg : Rech`, 2006. — 281 s.
7. 12. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 352 с.
8. Panov, V. I. Psixodidaktika obrazovatel`ny`x sistem: teoriya i praktika / V. I. Panov. — Sankt-Peterburg : Piter, 2007. — 352 s.
9. 13. Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации / М. Н. Терещенко, И. Н. Евтушенко, И. Ю. Иванова, А. Ю. Комарова // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — № 4 (37). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> psihologichesk
10. Psixologicheskaya bezopasnost` detej v doshkol`noj obrazovatel`noj organizacii / M. N. Tereshhenko, I. N. Evtushenko, I. Yu. Ivanova, A. Yu. Komarova // ANI: pedagogika i psixologiya. — 2021. — № 4 (37). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> psihologi
11. 14. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов : матер. Всерос. заоч. науч. интернет-конф., Москва, 2 окт. 2015 г. / Центр экстренной психологической помо
12. Psixologicheskoe soprovozhdenie bezopasnosti obrazovatel`noj sredy` shkoly` v usloviyax vnedreniya novy`x obrazovatel`ny`x i professional`ny`x standartov : mater. Vseros. zaoch. nauch. internet-konf., Moskva, 2 okt. 2015 g. / Centr e`kstrennoj psixologich
13. 15. Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда : (монография) / В. А. Ясвин. — Москва : Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. — 332 с.
14. Yasvin, V. A. Shkola kak razvivayushhaya sreda : (monografiya) / V. A. Yasvin. — Moskva : Institut nauchnoj informacii i monitoringa RAO, 2010. — 332 s.
15. 16. Moscovici, S. The phenomenon of social representations / S. Moscovici // Social representations. — Cambridge, 1984. — P. 3–69.
16. 17. Understanding Psychological Safety in Health Care and Education Organizations : A Comparative Perspective / A. C. Edmondson, M. Higgins, S. J. Singer, J. Weiner // Research in Human Development. — 2016. — Vol. 13, № 1. — P. 65–83. — DOI: 10.1080/15427
17. 18. Vergès, P. The Evocation of money: a method for defining the central core of a representation / P. Vergès // Psychology Bulletin. — 1992. — Vol. XLV, № 405. — P. 203–209.
18. K voprosu ob issledovanii social`ny`x predstavlenij: vzglyad so storony` / I. B. Bovina, N. V. Dvoryanchikov, D. V. Mel`nikova, N. V. Lavreshkin // Social`naya psixologiya i obshhestvo. — 2022. — T. 13, № 3. — S. 8–25.
19. 8. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, Д. В. Мельникова, Н. В. Лаврешкин // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13, № 3. — С. 8–25.
20. Galasheva, O. I. Psixologicheski bezopasnaya obrazovatel`naya sreda v DOU / O.I. Galasheva // Voprosy` doshkol`noj pedagogiki. — 2018. — № 3 (13). — S. 21–24. — URL: <a href="https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/" target="_blank">https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/</a> (data obrashheniya: 01.07.2023).
21. 7. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21–24. — URL: <a href="https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/" target="_blank">https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/</a> (дата обращения: 01.07.2023).
22. Bovina, I. B. Strategii issledovaniya social`ny`x predstavlenij / I. B. Bovina // Sociologicheskij zhurnal. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/strategiiissledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/strategiiissledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy</a> (data obrashheniya: 21.07.2023).
23. 6. Бовина, И. Б. Стратегии исследования социальных представлений / И. Б. Бовина // Социологический журнал. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/strategii-issledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy (дата обращения: 21.07.2023).
24. Bovina, I. B. Social`naya psixologiya zdorov`ya i bolezni / I. B. Bovina. — Moskva : Aspekt Press, 2007. — 168 s.
25. 5. Бовина, И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. — Москва : Аспект Пресс, 2007. — 168 с.
26. Bary`shnikova, E. V. Psixologicheskaya bezopasnost` predmetno-razvivayushhej sredy` v doshkol`noj obrazovatel`noj organizacii / E. V. Bary`shnikova // ANI: pedagogika i psixologiya.— 2018.— № 3 (24).— URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheska" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheska</a>
27. 4. Барышникова, Е. В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова // АНИ: педагогика и психология. — 2018. — № 3 (24). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/psihologicheskaya-be
28. Baeva, I. A. Lichnostny`e resursy` psixologicheskoj bezopasnosti podrostkov i molodezhi v obrazovatel`noj srede / I. A. Baeva, L. A. Gayazova, I. V. Kondakova // Integraciya obrazovaniya. — 2021. — T. 25, № 3. — S. 192–213. — DOI: 10.15507/19919468.104.02
29. 3. Баева, И. А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Интеграция образования. — 2021. — Т. 25, № 3. — С. 192–213. — DOI: 10.15507/19919468.104.025.202
30. Baeva, I. A. Psixologicheskaya bezopasnost` obrazovatel`noj sredy` v ocenkax pedagogov i uchashhixsya kolledzhej / I. A. Baeva, I. V. Kondakova // Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodezhi: regional`ny`e modeli i texnologii : sb. mater. Vtoroj
31. 2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей / И. А. Баева, И. В. Кондакова // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : сб. матер. Второй Междуна
32. Baeva, I. A. Pokazateli psixologicheskoj bezopasnosti obrazovatel`nogo prostranstva kak faktor prinyatiya upravlencheskix reshenij / I. A. Baeva, S. V. Tarasov // Nauchnoe mnenie. — 2018. — № 1. — S. 28–38.
33. 1. Баева, И. А. Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений / И. А. Баева, С. В. Тарасов // Научное мнение. — 2018. — № 1. — С. 28–38.

Other articles