Published Date: 01.10.2023

Scientific Reflection on the Centenary Evolution of the Subject-Activity Direction in Russian Cognitive and Pedagogical Psychology (to the 90th Anniversary of the Co-Founder and Academician of the Russian Academy of Education A. V. Brushlinsky)

Annotation

The logic and methodology of the century-old development of one of the largest areas of general and pedagogical psychology, founded in the twentieth century by S. L. Rubinstein and led at the turn of the XX–XXI centuries by his student A. V. Brushlinsky are analyzed. From the standpoint of the institutional-personological approach to scientific creativity and by analyzing half-forgotten sources, the key stages of his life are differentiated for the first time, achievements in his development of problems of general and pedagogical psychology based on the subject-activity paradigm are characterized in interaction with participants of the schools of S. L. Rubinstein and A. V. Brushlinsky himself, as well as with a number of Russian philosophers, psychologists and teachers.




Library

1. 36. Рубинштейн, С. Л. Принципиальные вопросы психологии познания : доклад на Совещании по вопросам психологии познания, 20–22 мая 1957 г. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1957. — № 3. — С. 184–190.
2. 25. Брушлинский, А. В. Гуманистичность психологической науки / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21, № 3. — С. 43–48.
3. 26. Брушлинский, А. В. Прямая речь рефлексии / А. В. Брушлинский, Д. Реут, В. А. Лефевр // Кентавр : методологический и игротехнический альманах. — 2001. — № 25. — С. 64–67.
4. 27. Брушлинский, А. В. К психологии индивидуального и группового субъекта в условиях реформирования России / А. В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — Москва, 2002. — С. 34–50.
5. 28. Брушлинский, А. В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта / А. В. Брушлинский // Современная психология: состояние и перспективы исследований / отв. ред. К. А. Абульханова [и др.]. — Москва, 2002. — С. 28–33.
6. 29. Каммари, М. Д. Марксизм-ленинизм о роли личности в истории / М. Д. Каммари. — Москва : ИФ АН СССР : Госполитиздат, 1952. — 405 с.; 2-е изд. — Москва : Госполитиздат, 1953. — 408 с.
7. 30. Лекторский, В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии / В. А. Лекторский. — Москва : Высшая школа, 1965. — 122 с.
8. 31. Пономарев, Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Москва : Наука, 1990. — 222 с.
9. 32. Психология XXI века : учеб. для вузов / [И. О. Александров, Ю. И. Александров, А. В. Брушлинский и др.] ; под ред. В. Н. Дружинина. — Москва : Per Se, 2003. — 863 с.
10. 33. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин [и др.] / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. — Москва : Магистр, 1998. — 66 с.; 2-е изд., расш. и перераб. — Москва : ФЦП «Одаренные дети», 2003. — 88 с
11. 34. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Ученые записки Высшей школы Одессы. — 1922. — Т. 2. — С. 148–154.
12. 35. Рубинштейн, С. Л. [Предисловие редактора перевода] / С. Л. Рубинштейн // Методы измерения умственной одаренности / А. Бине, Т. Симон ; пер. Е. Эльштейн под ред. С. Л. Рубинштейна. — Харьков, 19232 .
13. 24. Брушлинский, А. В. Андеграунд диамата / А. В. Брушлинский // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.]. — Москва, 2000. — С. 7–13.
14. 37. Семенов, И. Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений : (рецензия на книгу В. Маттеуса) / И. Н. Семенов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 6. — С. 160–162.
15. 38. Семенов, И. Н. Методологические средства субъектной психологии мышления А. В. Брушлинского и их использование в изучении рефлексии / И. Н. Семенов // Человек, субъект, личность в современной психологии : в 3 ч. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергие
16. 39. Cеменов, И. Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования / И. Н. Cеменов. — Москва : ФИРО, 2013. — 80 с.
17. 40. Семенов, И. Н. К 130-летию Московского психологического общества : Развитие секции «Психология творчества» (К 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева) / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — №
18. 41. Семенов, И. Н. Науковедческая рефлексия развития академической социальной психологии (к 50-летнему юбилею ИП РАН и 100-летию со дня рождения Е. В.Шороховой) / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13, № 3. —
19. 42. Семенов, И. Н. Субъектно-деятельностный подход / И. Н. Семенов // Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.] ; ИП РАН. — Москва, 2023. — С. 84–211.
20. 43. Субъект и социальная компетентность личности / под ред. А. В. Брушлинского. — Москва : ИП РАН, 1995. — 167 с.
21. 44. Ярошевский, М. Г. О генезисе субъекта научного познания / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. — 1979. — № 6. — С. 68–80.
22. 45. Abulkhanova, K. A. Theory in soviet psychology: major dynamics / K. A. Abulkhanova, A. V. Brushlinsky // Post-soviet Perspectives on Russian Psychology / ed. bу Vera А. Koltsova [et al.]. — Westport [et al.], 1996. — P. 187–206.
23. 46. Matthäus, W. von. Sowjetische Denkpsychologie / Wolfhart von Matthäus. — Göttingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.
24. 47. Semenov, I. N. The psychology of reflexion in the scientific work of S. L. Rubinshtein / I. N. Semenov // The Psychology Journal. — 1989. — № 4. — P. 67–74.
25. 13. Брушлинский, А. В. О формировании психического / А. В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. И. Анцыферова. — Москва, 1981. — С. 106–126.
26. 2. Абульханова, К. А. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии : кол. монография / К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — Москва : ИП РАН, 2000. — 100 с.
27. 3. Абульханова, К. А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова // Вопросы философии. — 2021. — № 9. — С. 75–84.
28. 4. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта управления / К. А. Абульханова-Славская, И. Н. Семенов // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты : пособие по работе с персоналом. — Москва, 1998. — С. 6–16.
29. 5. Алексеев, Н. Г. Проблемы диалектического материализма в работах советских философов / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. — 1964. — № 12. — С. 149–162.
30. 6. Брушлинский, А. В. Роль анализа предметных отношений и силлогизма в процессе мышления / А. В. Брушлинский // Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. — Москва, 1959. — Вып. 3, ч. 1. — С. 59–61.
31. 7. Брушлинский, А. В. Роль анализа и абстракции в познании количественных отношений / А. В. Брушлинский // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования / под ред. С. Л. Рубинштейна. — Москва, 1960. — С. 73
32. 8. Брушлинский, А. В. Творческий процесс как предмет исследования / А.В.Брушлинский // Вопросы философии. — 1965. — № 7. — С. 72–73.
33. 9. Брушлинский, А. В. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы / А. В. Брушлинский // Коммунист. — 1967. — № 5. — С. 54–56.
34. 10. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. — Москва : Высшая школа, 1968. — 118 с.1; изд. 2-е, доп. — Москва : URSS, 2009. — 116 с.
35. 11. Брушлинский, А. В. Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 130–136.
36. 12. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. — Москва : Мысль, 1979. — 228 с.
37. 1. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности : методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова. — Москва : Наука, 1973. — 288 с.
38. 14. Брушлинский, А. В. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред. Д. Ковач [и др.].
39. 15. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. — Москва : Знание, 1983. — 96 с.
40. 16. Брушлинский, А. В. Интегральный потенциал личности и решение нравственных задач / А. В. Брушлинский, Л. В. Темнова // Психология личности в условиях социальных изменений / отв. ред. К. А. Абульханова, М. И. Воловикова. — Москва, 1993. — С. 45–56.
41. 17. Брушлинский, А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 3. — С. 17–27.
42. 18. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. — Москва : ИП РАН, 1994. — 108 с.
43. 19. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 392 с.
44. 20. Брушлинский, А. В. О субъекте мышления и творчества / А. В. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — Москва, 1997. — С. 39–56.
45. 21. Брушлинский, А. В. О развитии В. В. Давыдовым своей теории психического развития / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1998. — № 5. — С. 29–36.
46. 22. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский // Известия Российской академии образования. — 1999. — № 1. — С. 30–41.
47. 23. Брушлинский, А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1999. — № 5. — С. 110–121.

Other articles