Published Date: 01.10.2023

Age-Old Development of the Life of an Outstanding Russian Scientist: from Pedagogical Giftedness through the Psychology of Professionalism to the Acmeology of Creativity (in Connection with the 100th Anniversary Nina Vasilyevna Kuzmina (Golovko-Garshina))

Annotation

The article briefly analyzes the life path in science and the professional activities of the prominent educational psychologist N. V. Kuzmina. She is the founder of such an innovative field of human science as acmeology for the development of professionalism of adult specialists. She implemented this innovative discipline based on the study of the work of such main subjects of the education system as a kindergarten teacher, a school teacher, a master of industrial training, a teacher and a university dean. The article is the first to analyze, from the standpoint of subject-activity and institutional-personological approaches, the outstanding role of N. V. Kuzmina in studying the development of abilities, pedagogical talent and talent of teachers in the education system. The decisive creative contribution of N.V. Kuzmina and her scientific school to the creation of the foundations and development of acmeology technologies in modern human science is shown.




Library

1. 38. Савенков, А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 24–29. — EDN: PUGFYU
2. 26. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория фундаментаьного образования в опыте талантливых преподавателей : монография / Н. В. Кузьмина ; Российская академия образования [и др.]. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2013. — 271 с.
3. 27. Кузьмина, Н. В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада / Н. В. Кузьмина, Л. В. Колушова (Ищик), Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — 120 с. — EDN: VLZPMP
4. 28. Кузьмина, Н. В. Акмеология — основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. / Н. В. Кузьмина, Л. Е. Паутова, Е. Н. Жаринова.— Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — Ч. 1. — 200 с. — EDN: YMHTLF
5. 29. Кузьмина, Н. В. Методы исследования образовательных систем / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — 164 с. — EDN: YNPCUH
6. 30. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант субъектов образования / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова // Теоретические и практические акметехнологии в фундаментальном образовании : кол. монография / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. — Санкт
7. 31. Кузьмина, Н. В. Декан: деятельность и личность / Н. В. Кузьмина, Т. И. Руднева. — Самара : Ваш взгляд, 2021. — 117 с.
8. 32. Кузьмина, Н. В. Законы созидания духовных продуктов субъектами образования : (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура, Специалитет) : монография / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова. — Санкт-Петербург : Русайнс, 2023. — 110 с.
9. 33. Кузьмина, Н. В. Условия продуктивности выдающихся ученых в образовании : (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура, Специалитет) : монография / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова — Санкт-Петербург : Русайнс, 2023. — 154 с.
10. 34. Ларионова, Л. И. Концептуально-персонологическая дифференциация основных направлений современной психологии и педагогики одаренности / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, И. Н. Семенов // Психология одаренности и творчества : сб. науч. тр. участников III
11. 35. Матюшкин, А. М. Современное состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии / А. М. Матюшкин, Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1983. — № 6. — С. 5–15.
12. 36. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / Н.В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин ; под ред. Н. В. Кузьминой. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
13. 37. Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии и педагогики социального развития и профессионального образования / отв. ред.-сост. Т. С. Болховитина, И. Н. Семенов. — Москва: ИРПТиГО ; Брянск : ЦНТИ, 2002. — 299 с.
14. 25. Кузьмина, Н. В. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых: английского — Эразма Дарвина и российского — Оскара Боксера / Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева ; под ред. А. А. Деркача. — Шуя : Весть : Шуйс
15. 39. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков. — Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование). — EDN: VRFARJ
16. 40. Савенков, А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца ХIХ — начала ХХ веков / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. — 2016. — № 3. — С. 6–12. — EDN: VZXWSZ
17. 41. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — Ч. 2. Учебник и практикум. — 187 с. — (Высшее образование). — EDN: PJFKYR
18. 42. Семенов, И. Н. Возрастные особенности развития рефлексии у одаренных детей и талантливых взрослых / И. Н. Семенов // Инновационная деятельность в образовании. — 1994. — № 3. — С. 56–64.
19. 43. Семенов, И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании / И. Н. Семенов // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. — С. 134–142.
20. 44. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича Деркача (К 70-летнему юбилею) / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 8–11.
21. 45. Семенов, И. Н. Рефлексивно-продуктивное целеобразование Я-концепции как системообразующий фактор трансформации одаренности в культуросозидающее творчество (методология его самодеятельностного развития) / И. Н. Семенов // Психология творчества и одарен
22. 46. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и образования / М. И. Станкин. — Москва : МПСИ : Флинта, 1998. — 384 с.
23. 47. Теоретические и практические акметехнологии в фундаментальном образовании : кол. монография / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2018. — 110 с. — EDN: ZADVOX
24. 48.Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 022300 — физ. культура и спорт / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. — Москва : Academia, 2005. — 203 с. — (Высшее про
25. 49. Человек науки : сборник... по материалам Симпозиума по проблемам биографии творческой личности / под ред. М. Г. Ярошевского. — Москва : Наука, 1974. — 391 с. — (Науковедение: проблемы и исследования / АН СССР. Институт истории естествознания и техники
26. 13. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя : Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина ; Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Изд-во Ленингр. ун
27. 2. Акмеология : учебник / [Абульханова К. А. и др.] ; под общ. ред. А. А. Деркача. — Москва : Изд-во РАГС, 2001. — 422 с. — (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации); 2-е изд. — Москва : Изд-во РАГС, 2006. —
28. 3. Акмеология : Методические и методологические проблемы / Санкт-Петербургская акмеологическая академия (АКМЕ). — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. акмеол. акад., 2014. — Вып. 23 / [под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой]. — 166 с.
29. 4. Акмеология: методология, методы и технологии : матер. науч. сессии, посвящ. 75-летию чл.-кор. РАО, президента Международной академии акмеологических наук Нины Васильевны Кузьминой / А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов [и др.] ; под ред. А. А.
30. 5. Байер, И. В. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / И. В. Байер, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов ; под ред. А. А. Деркача, Э. А. Манушина. — Москва : РАГС, 1997. — 238 с.
31. 6. Бодалев, А. А. Качества личности великих или выдающихся как ориентир для воспитания молодежи / А. А. Бодалев // Мир образования — образование в мире. — 2004. — № 1. — С. 5–12.
32. 7. Гусева, А. С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика : монография / А. С. Гусева, А. А. Деркач. — Москва : Агентство «КванТ», 1997. — 299 с. — EDN: PQFOZL
33. 8. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — Москва : РАУ, 1993. — 176 с.
34. 9. Деркач, А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — Москва : РАГС, 2005. — 196 с.
35. 10. Зязюн, И. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич ; под ред. И. А. Зязюна. — Москва : Просвещение, 1989. — 302 с.
36. 11. Коссов, Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования. — Москва : Институт практической психологи ; Воронеж : МОДЭК, 1998. — 128 с.
37. 12. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Изд-во Ленингр. гос ин-та, 1961. — 98 с.1
38. 1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей : сб. науч. тр. / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Шуйский государственный педагогический университет ; редкол.: Н. В. Кузьмина, Е. С. Гуртовой [и др.]. — Москва ; Шуя,
39. 14. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1970. — 114 с.
40. 15. Кузьмина, Н. В. Основы вузовской педагогики : учеб. пособие для студ. ун-та / Н. В. Кузьмина, Е. С. Кузьмин, А. А. Деркач ; под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина ; Головной совет по психолого-педагогическим проблемам высшей школы М-ва высшего и сред
41. 16. Кузьмина, Н. В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : ЛГУ, 1976. — 111 с.
42. 17. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 20–26.
43. 18. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : Знание, 1985. — 32 с.
44. 19. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — Москва : Высшая школа, 1989. — 117 с.
45. 20. Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург : Политехника, 1995. —189 с.; 2-е изд. — Санкт-Петербург : Политехника, 2002. — 198 с.
46. 21. Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С. 41–53.
47. 22. Кузьмина, Н. В. Стратегия развития системы акмеологических наук / Н. В. Кузьмина // Проблемы развития акмеологических наук / под ред. Н. В. Кузьминой, А. М. Зимичева. — Санкт-Петербург, 1996. — С. 7–39.
48. 23. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования : монография / Н. В. Кузьмина (Головко-Гаршина). — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с. — (Труды Исследо
49. 24. Кузьмина, Н. В. Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности национальной системы образования в свете единого критерия ее качества / Н. В. Кузьмина // Акмеология. — 2005. — № 1 (13). — С. 12–16. — EDN: PAQDVJ

Other articles