Published Date: 01.10.2023

Organizational Conditions for the Implementation of Reverse Mentoring in Educational Institutions

Annotation

Improving the efficiency of the educational process in the context of the implementation of the National Project “Education”, in the era of the introduction of information technologies and electronic learning tools into the learning process, is becoming an increasingly urgent task for teachers, heads of educational organizations, and education authorities. The authors of the article believe that one of the tools capable of solving such a problem is the implementation in educational organizations of the model of reverse mentoring, as one of the modern and relevant. Compliance with a number of organizational conditions, which are described in this article, will make this process the most technologically advanced.




Library

1. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`noj obrazovatel`noj programmy` doshkol`nogo obrazovaniya : Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 25 noyab. 2022 g. № 1028. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/</a> (da
2. 13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/407284408/ (дата
3. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`noj obrazovatel`noj programmy` nachal`nogo obshhego obrazovaniya : Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 18 maya 2023 g. № 372. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407284408" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407284408</a>
4. 14. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56" target="_blank">https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56</a> zk9tex433365584 (
5. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`noj obrazovatel`noj programmy` osnovnogo obshhego obrazovaniya : Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 18 maya 2023 g. № 370. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56zk9t" target="_blank">https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56zk9t</a> ex4333
6. 15. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf" target="_blank">https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf</a> 8sn631744478 (д
7. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii federal`noj obrazovatel`noj programmy` srednego obshhego obrazovaniya : Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 18 maya 2023 g. № 371. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf8" target="_blank">https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf8</a> sn63174
8. 16. Российская Федерация. Правительство. О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях») : Письмо
9. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. O napravlenii Metodicheskix rekomendacij (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po razrabotke i vnedreniyu sistemy` (celevoj modeli) nastavnichestva pedagogicheskix rabotnikov v obrazovatel`ny`x organizaciyax») :
10. 17. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. — URL: <a href="https://base.garant.ru/70170942" target="_blank">https://base.garant.ru/70170942</a> (дата обращения: 20.07.2023).
11. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2012 – ; V. V. Putin). Ob osnovny`x napravleniyax sovershenstvovaniya sistemy` gosudarstvennogo upravleniya : Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 601. — URL: <a href="https://base.garant.ru/70170942" target="_blank">https://base.garant.ru/70170942</a> (data obrashheniya: 20.07.2
12. 18. Российским пенсионерам предложили стать школьными наставниками // Всероссийская Лига педагогов : [cайт]. — URL: <a href="https://ligaedu.ru/novosti/rossijskimpensioneram-predlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/" target="_blank">https://ligaedu.ru/novosti/rossijskimpensioneram-predlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/</a> (дата обращения: 29.07.2023).
13. Rossijskim pensioneram predlozhili stat` shkol`ny`mi nastavnikami // Vserossijskaya Liga pedagogov : [cajt]. — URL: <a href="https://ligaedu.ru/novosti/rossijskim-pensionerampredlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/" target="_blank">https://ligaedu.ru/novosti/rossijskim-pensionerampredlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/</a> (data obrashheniya: 29.07.2023).
14. 19. Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества : сб. метод. реком. / сост. Н. А. Криволапова, В. Д. Ячменев, О. Т. Кулешова. — Курган, 2019. — 56 с.
15. Texnologiya nastavnichestva: opy`t ispol`zovaniya variativny`x modelej nastavnichestva : sb. metod. rekom. / sost. N. A. Krivolapova, V. D. Yachmenev, O. T. Kuleshova. — Kurgan, 2019. — 56 s.
16. 20. Трансформация модели наставничества в общеобразовательной школе в условиях цифровизации образования / В. К. Игнатович, Д. В. Веселова, О. В. Горбачева, О. И. Дубовая // Педагогика: история, перспективы. — 2023. — Т. 6, № 1/2. — С. 192–208.
17. Transformaciya modeli nastavnichestva v obshheobrazovatel`noj shkole v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya / V. K. Ignatovich, D. V. Veselova, O. V. Gorbacheva, O. I. Dubovaya // Pedagogika: istoriya, perspektivy` . — 2023. — T. 6, № 1/2. — S. 192–208.
18. 21. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
19. Filosofskij e`nciklopedicheskij slovar` / gl. red. L. F. Il`ichev [i dr.]. — Moskva : Sovetskaya e`nciklopediya, 1983. — 840 s.
20. 22. Чернявская, А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя / А. П. Чернявская, Л. Н. Данилова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 4 (109). — С. 62–70.
21. Chernyavskaya, A. P. Rol` pedagoga-nastavnika v adaptacii molodogo uchitelya / A. P. Chernyavskaya, L. N. Danilova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2019. — № 4 (109). — S. 62–70.
22. 23. Hanging out, messing around, and geeking out : Kids living and learning with new media / I. Mizuko, S. Baumer, M. Bittanti, D. Boyd. — Massachusetts Institute of Technology, 2010. — 441 p.
23. 24. Harvard Business Review Home : [Website]. — URL: <a href="https://hbr.org/2017/01/theneuroscience-of-trust" target="_blank">https://hbr.org/2017/01/theneuroscience-of-trust</a> (date of the application: 29.07.2023).
24. 25. The Institute of Leadership and Management : [Website]. — URL: <a href="https://leadership." target="_blank">https://leadership.</a> global/resourceLibrary/is-there-really-inter-generational-conflict-in-the-workplace. html?roistat_visit=481350 (date of the application 29.07.2023).
25. 1. Базарнова, Н. Д. Менторинг, коучинг и тьюторинг как инновационные формы педагогического наставничества / Н. Д. Базарнова, Т. К. Беляева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2021. — № 1 (12). — С. 123–126. — URL: <a href="https://cyb" target="_blank">https://cyb</a>
26. Bazarnova, N. D. Mentoring, kouching i t`yutoring kak innovacionny`e formy` pedagogicheskogo nastavnichestva / N. D. Bazarnova, T. K. Belyaeva // Nauchnometodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. — 2021. — № 1 (12). — S. 123–126. — URL: htt
27. 2. Балагурова, С. Я. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / С. Я. Балагурова // Инновационные педагогические технологии : матер. VII Междунар. науч. конф. — Казань, 2017. — С. 38–40.
28. Balagurova, S. Ya. Nastavnichestvo kak uslovie professional`nogo stanovleniya nachinayushhix pedagogov / S. Ya. Balagurova // Innovacionny`e pedagogicheskie texnologii : mater. VII Mezhdunar. nauch. konf. — Kazan`, 2017. — S. 38–40.
29. 3. Вахитова, Г. Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования / Г. Х. Вахитова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5 (170). — С. 64–66.
30. Vaxitova, G. X. Kvaziprofessional`naya deyatel`nost` v podgotovke budushhix specialistov predshkol`nogo obrazovaniya / G. X. Vaxitova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2016. — № 5 (170). — S. 64–66.
31. 4. Глухов, А. П. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 59. — С. 148–155. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoyrazryv-v-fokuse-mez" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoyrazryv-v-fokuse-mez</a>
32. Gluxov, A. P. Cifrovoj razry`v v fokuse mezhpokolencheskoj kommunikacii / A. P. Gluxov, Yu. M. Staxovskaya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2021. — № 59. — S. 148–155. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-razryv-vfokuse-m" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-razryv-vfokuse-m</a>
33. 5. Ирисметова, И. И. Модель и концептуальные подходы к формированию готовности наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности / И. И. Ирисметова, А. Р. Масалимова // Вестник Московского городского педагогического университета.
34. Irismetova, I. I. Model` i konceptual`ny`e podxody` k formirovaniyu gotovnosti nastavnikov k osushhestvleniyu neprofessional`noj pedagogicheskoj deyatel`nosti / I. I. Irismetova, A. R. Masalimova // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universi
35. 6. Красило, Д. А. Наставник в контексте социальной ситуации развития молодежи / Д. А. Красило // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сб. тез. участников VI Всерос. науч.-практ. конф. по псих
36. Krasilo, D. A. Nastavnik v kontekste social`noj situacii razvitiya molodezhi / D.A.Krasilo // Kul`turno-istoricheskij podxod v sovremennoj psixologii razvitiya: dostizheniya, problemy`, perspektivy` : sb. tez. uchastnikov VI Vseros. nauch.-prakt. konf. po
37. 7. Мачехина, О. Н. Реверсивное наставничество как проблема и перспективная образовательная технология / О. Н. Мачехина, Е. П. Морозова // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 208–222. — DOI: 10.51944/20738498_2023_1_208
38. Machexina, O. N. Reversivnoe nastavnichestvo kak problema i perspektivnaya obrazovatel`naya texnologiya / O. N. Machexina, E. P. Morozova // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2023. — № 1 (61). — S. 208–222. — DOI: 10.51944/20738498_2023_1_208
39. 8. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/nationalproject/" target="_blank">https://edu.gov.ru/nationalproject/</a> (дата обращения: 27.07.2023).
40. Nacional`ny`j proekt «Obrazovanie» // Ministerstvo prosveshheniya Rossijskoj Federacii : [sajt]. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/nationalproject/" target="_blank">https://edu.gov.ru/nationalproject/</a> (data obrashheniya: 27.07.2023).
41. 9. Осипов, П. Н. Наставничество как объект научных исследований / П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 109–115.
42. Osipov, P. N. Nastavnichestvo kak ob``ekt nauchny`x issledovanij / P. N. Osipov, I. I. Irismetova // Professional`noe obrazovanie i ry`nok truda. — 2020. — № 2. — S. 109–115.
43. 10. Поздеева, С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. — 2017. — № 2. — С. 87–91.
44. Pozdeeva, S. I. Nastavnichestvo kak deyatel`nostnoe soprovozhdenie molodogo specialista: modeli i tipy` nastavnichestva / S. I. Pozdeeva // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. — 2017. — № 2. — S. 87–91.
45. 11. Развитие инновационных форм наставничества в современной педагогической деятельности / С. Ю. Бакулина, Н. Н. Кислова, С. А. Леонов [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические
46. Razvitie innovacionny`x form nastavnichestva v sovremennoj pedagogicheskoj deyatel`nosti / S. Yu. Bakulina, N. N. Kislova, S. A. Leonov [i dr.] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social`ny`e, gumanitarny`e, medikobiologiche
47. 12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 25 нояб. 2022 г. № 1028. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/405942493/ (дата об

Other articles