Published Date: 01.10.2023

Organizational Conditions for the Implementation of Reverse Mentoring in Educational Institutions

Annotation

Improving the efficiency of the educational process in the context of the implementation of the National Project “Education”, in the era of the introduction of information technologies and electronic learning tools into the learning process, is becoming an increasingly urgent task for teachers, heads of educational organizations, and education authorities. The authors of the article believe that one of the tools capable of solving such a problem is the implementation in educational organizations of the model of reverse mentoring, as one of the modern and relevant. Compliance with a number of organizational conditions, which are described in this article, will make this process the most technologically advanced.




Library

1. 13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/407284408/ (дата
2. 25. The Institute of Leadership and Management : [Website]. — URL: <a href="https://leadership." target="_blank">https://leadership.</a> global/resourceLibrary/is-there-really-inter-generational-conflict-in-the-workplace. html?roistat_visit=481350 (date of the application 29.07.2023).
3. 24. Harvard Business Review Home : [Website]. — URL: <a href="https://hbr.org/2017/01/theneuroscience-of-trust" target="_blank">https://hbr.org/2017/01/theneuroscience-of-trust</a> (date of the application: 29.07.2023).
4. 23. Hanging out, messing around, and geeking out : Kids living and learning with new media / I. Mizuko, S. Baumer, M. Bittanti, D. Boyd. — Massachusetts Institute of Technology, 2010. — 441 p.
5. 22. Чернявская, А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя / А. П. Чернявская, Л. Н. Данилова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 4 (109). — С. 62–70.
6. 21. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
7. 20. Трансформация модели наставничества в общеобразовательной школе в условиях цифровизации образования / В. К. Игнатович, Д. В. Веселова, О. В. Горбачева, О. И. Дубовая // Педагогика: история, перспективы. — 2023. — Т. 6, № 1/2. — С. 192–208.
8. 19. Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества : сб. метод. реком. / сост. Н. А. Криволапова, В. Д. Ячменев, О. Т. Кулешова. — Курган, 2019. — 56 с.
9. 18. Российским пенсионерам предложили стать школьными наставниками // Всероссийская Лига педагогов : [cайт]. — URL: <a href="https://ligaedu.ru/novosti/rossijskimpensioneram-predlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/" target="_blank">https://ligaedu.ru/novosti/rossijskimpensioneram-predlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/</a> (дата обращения: 29.07.2023).
10. 17. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. — URL: <a href="https://base.garant.ru/70170942" target="_blank">https://base.garant.ru/70170942</a> (дата обращения: 20.07.2023).
11. 16. Российская Федерация. Правительство. О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях») : Письмо
12. 15. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf" target="_blank">https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf</a> 8sn631744478 (д
13. 14. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56" target="_blank">https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56</a> zk9tex433365584 (
14. 1. Базарнова, Н. Д. Менторинг, коучинг и тьюторинг как инновационные формы педагогического наставничества / Н. Д. Базарнова, Т. К. Беляева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2021. — № 1 (12). — С. 123–126. — URL: <a href="https://cyb" target="_blank">https://cyb</a>
15. 12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 25 нояб. 2022 г. № 1028. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/405942493/ (дата об
16. 11. Развитие инновационных форм наставничества в современной педагогической деятельности / С. Ю. Бакулина, Н. Н. Кислова, С. А. Леонов [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические
17. 10. Поздеева, С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. — 2017. — № 2. — С. 87–91.
18. 9. Осипов, П. Н. Наставничество как объект научных исследований / П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 109–115.
19. 8. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/nationalproject/" target="_blank">https://edu.gov.ru/nationalproject/</a> (дата обращения: 27.07.2023).
20. 7. Мачехина, О. Н. Реверсивное наставничество как проблема и перспективная образовательная технология / О. Н. Мачехина, Е. П. Морозова // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 208–222. — DOI: 10.51944/20738498_2023_1_208
21. 6. Красило, Д. А. Наставник в контексте социальной ситуации развития молодежи / Д. А. Красило // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сб. тез. участников VI Всерос. науч.-практ. конф. по псих
22. 5. Ирисметова, И. И. Модель и концептуальные подходы к формированию готовности наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности / И. И. Ирисметова, А. Р. Масалимова // Вестник Московского городского педагогического университета.
23. 4. Глухов, А. П. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 59. — С. 148–155. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoyrazryv-v-fokuse-mez" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoyrazryv-v-fokuse-mez</a>
24. 3. Вахитова, Г. Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования / Г. Х. Вахитова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5 (170). — С. 64–66.
25. 2. Балагурова, С. Я. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / С. Я. Балагурова // Инновационные педагогические технологии : матер. VII Междунар. науч. конф. — Казань, 2017. — С. 38–40.

Other articles