Published Date: 30.06.2023

Развитие психологии и педагогики одаренности в современном российском образовании (в связи с 65-летним юбилеем члена-корреспондента РАО А. И. Савенкова)

Annotation

В статье на фоне краткого анализа российской психологии и педагогики одаренности и творчества впервые дифференцированы и охарактеризованы основные направления научно-организационной деятельности А. И. Савенкова. Показан инновационный вклад его достижений в психолого-педагогическую науку и образовательную практику. Его творчество представляет собой целостную систему фундаментально-прикладных уровней исследовательской деятельности, функционально присущих общей, возрастной, социальной и педагогической психологии в современных социокультурных условиях.



Library

1. 16. Савенков, А. Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности / А. Савенков // Развитие личности. — 2007. — № 4. — С. 58–69. — EDN: NCYTLZ
2. 31. Шадриков, В. Д. Способности и одаренность человека / В. Д. Шадриков. — Москва : ИП РАН, 2019. — 188 с.
3. 30. Ушаков, Д. В. Культура и поддержка знания, интеллекта, одаренности / Д. В. Ушаков // Социальная психология знания. — Москва, 2016. — С. 89–112. — EDN: XCZGXF
4. 29. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами / А. И. Савенков, Ж. В. Афанасьева, П. В. С
5. 28. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник / А. И Савенков, Ю. А. Акимова, О. И. Ключко [и др.] ; под науч. ред. А. И. Савенкова. — Москва : Юрайт, 2020. — 339 с. — (Профессионал
6. 27. Семенов, И. Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 4. — С. 155–171
7. 26. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 6. — С. 43–73.
8. 25. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : учебник и практикум : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — Ч. 1. — 232 с.; Ч. 2. — 187 с. — (Высшее образование). — EDN: PJFKYR
9. 24. Савенков, А. И. Психология обучения : учеб. пособие / А. И. Савенков. — Москва : Юрайт, 2020. — 252 с. — (Высшее образование). — EDN: UFEWAF
10. 23. Савенков, А. И. Психология воспитания : учеб. пособие для вузов / А. И. Савенков ; Московский городской педагогический университет (МГПУ). — Москва : Юрайт, 2020. — 152 с. — EDN: QKLDAF
11. 22. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 7–15. — DOI: 10.17759/ jmfp.2018070201 — EDN: OTTFLQ
12. 21. Савенков, А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца ХIХ — начала ХХ веков / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. — 2016. — № 3. — С. 6–12. — EDN: VZXWSZ
13. 20. Савенков, А. И. Я — исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников / А. И. Савенков. — Москва : Дом Федорова, 2015. — 32 с. — EDN: TPYSBT
14. 19. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков.— Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование). — EDN: VRFARJ
15. 18. Савенков, А. И. Психология творчества / А. И. Савенков // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. — 2009. — № 2. — С. 46–63. — EDN: MLKDAD
16. 17. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» : в 2 т. / А. И. Савенков. — Москва : Академия, 2009. — EDN: QXXPYX
17. 1. Геворкян, Е. Н. «Распределенное лидерство» как инструмент повышения эффективности деятельности учебного подразделения университета / Е. Н. Геворкян, А. И. Савенков // Педагогика. — 2020. — Т. 84, № 10. — С. 5–16. — EDN: YCSYQM
18. 15. Савенков, А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А. И. Савенков // Вестник практической психологии образования. — 2006. — № 1. — С. 30–38. — EDN: YGDYLV
19. 14. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе : Потенциал личности и программа развития / А. И. Савенков. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — 272 с. — (Психология детства : практикум). — EDN: VREXWH
20. 13. Савенков, А. И. Маленький исследователь : Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль : Академия развития информационного общества, 2002. — 160 с. — EDN: VUPWXD
21. 12. Савенков, А. И. У колыбели гения : учеб. пособие / А. И. Савенков ; Педагогическое общество России. — Москва : Пед. о-во России, 2000. — 224 с. — EDN: VRIKUD
22. 11. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. — Москва : Педагогическое общество России, 1999. — 220 с. — EDN: VRFBEV
23. 10. Савенков, А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 24–29. — EDN: PUGFYU
24. 9. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати лет / В. А. Аверин, Р. М. Грановская, А. И. Савенков [и др.]. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. — 149 с. — (Сер. Развитие личности ребенка).
25. 8. Психология одаренности и творчества : кол. монография / В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Ларионова, В. М. Поставнев, А. И. Савенков ; отв. ред. Л. И. Ларионова, А. И. Савенков. — Москва ; Санкт-Петербург : НесторИстория, 2011.
26. 7. Проблемы способностей в советской психологии : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии ; [редкол.: А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин (отв. ред.) и др.]. — Москва : НИИОПП, 1984. — 144 с.
27. 6. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — Москва : Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
28. 5. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 718 с. — (Психологи Отечества : избр. психол. тр. : в 70 т. / под ред. Д. И. Фельдштейна). — EDN:
29. 4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Л. Э. Абдуллина, О. В. Бережнова, Т. Н. Богуславская, А. И. Савенков [и др.] ; отв. ред. Л. Г. Петерсон. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2016.
30. 3. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников : учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — Москва : Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. — EDN: VJQGHF
31. 2. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. — Москва : НИИОПП, 1981. — 200 с.

Other articles