Published Date: 30.06.2023

Models of Multilingual Education of Preschool Children (on the Example of the Republic of Sakha (Yakutia))

Annotation

The article presents the sociocultural language environment of the Republic of Sakha (Yakutia), also it provides legal acts on the language policy of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia). The polylingual education of preschool children in the Republic of Sakha are built on by two models: The model “Tyl uyata — The language nest” provides for the organization of a monolingual educational environment throughout the preschool age. In this case is necessity to involve to a second language from the middle group of the kindergarten with specially organized activity, which contributes to a clear separation of languages. The model “Biir kihi — biir tyl — One person — one language” is characterized by the principle of parallel teaching of two languages to children from early preschool age. The model “Tyl uyatyttan tyllanyy — Teaching a second language based on the native language” — the complete acquisition of one (native) language by a child is used as the foundation for learning a second and third language for the development of successful bilingual education. A monolingual educational environment is organized until the full development of the child’s speech.




Library

1. Yakutskij Ushinskij : v 2 kn. / avt.-sost. T. P. Samsonova.— Yakutsk : Saxapoligrafizdat, 2000. — Kn. 1. — 320 s.
2. 13. Якутский Ушинский : в 2 кн. / авт.-сост. Т. П. Самсонова. — Якутск : Сахаполиграфиздат, 2000. — Кн. 1. — 320 с.
3. Ushinskij, K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya : v 2 t. / K. D. Ushinskij. — Moskva : Pedagogika, 1990. — T. 1. — 528 s.
4. 12. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : в 2 т. / К. Д. Ушинский. — Москва : Педагогика, 1990. — Т. 1. — 528 с.
5. Trofimova, Yu. I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya russko-yakutskogo dvuyazy`chiya doshkol`nikov: na primere doshkol`ny`x obrazovatel`ny`x uchrezhdenij Respubliki Saxa (Yakutiya) : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / Trofimova Yuliya Innokent`evna
6. 11. Трофимова, Ю. И. Педагогические условия формирования русско-якутского двуязычия дошкольников : на примере дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Трофимова Юлия Иннокентьевна. — Якутск, 20
7. Stepanova, O. N. Model` yazy`kovogo pogruzheniya v polikul`turnoj srede DOU / O. N. Stepanova // Socializaciya rastushhego cheloveka v kontekste progressivny`x nauchny`x idej XXI veka: social`noe razvitie detej doshkol`nogo vozrasta : sb. nauch. tr. 1-j V
8. 10. Степанова, О. Н. Модель языкового погружения в поликультурной среде ДОУ / О. Н. Степанова // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста : сб. науч. тр. 1-й Всерос. на
9. Rossijskaya Federaciya. Zakony` . O yazy`kax narodov Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 24 iyulya 1998 goda № 126-FZ (s izmeneniyami na 13 iyunya 2023 goda). — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/9003298" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/9003298</a> (data obrashheniya: 18.07.23).
10. 9. Российская Федерация. Законы. О языках народов Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ (с изменениями на 13 июня 2023 года). — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/9003298" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/9003298</a> (дата обращения: 18.07.23).
11. Nikiforova, T. I. Model` rannego yazy`kovogo pogruzheniya detej v detskom sadu s cel`yu formirovaniya yakutsko-russkogo dvuyazy`chiya / T. I. Nikiforova, V. S. Novgorodova // Yazy`k i aktual`ny`e problemy` obrazovaniya : nauch. tr. IV Mezhdunar. nauch.-pr
12. 8. Никифорова, Т. И. Модель раннего языкового погружения детей в детском саду с целью формирования якутско-русского двуязычия / Т. И. Никифорова, В. С. Новгородова // Язык и актуальные проблемы образования : науч. тр. IV Междунар. науч.практ. конф., Москв
13. Nikiforova, T. I. Sovremennaya situaciya bilingval`nogo obucheniya v doshkol`nom obrazovanii v Respublike Saxa (Yakutiya) / T. I. Nikiforova // Kachestvo doshkol`nogo obrazovaniya: formirovanie social`no-kommunikativnoj kompetentnosti doshkol`nika : sb. n
14. 7. Никифорова, Т. И. Современная ситуация билингвального обучения в дошкольном образовании в Республике Саха (Якутия) / Т. И. Никифорова // Качество дошкольного образования: формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольника : сб. науч. тр.
15. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny`m golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrenny`mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399</a> (data obrashheniya: 18.07.23).
16. 6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399</a> (дата обращения: 18.07.23).
17. Konstituciya (Osnovnoj zakon) Respubliki Saxa (Yakutiya) (s izmeneniyami na 24 noyabrya 2022 goda). — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/800200771" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/800200771</a> (data obrashheniya: 18.07.23).
18. 5. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями на 24 ноября 2022 года). — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/800200771" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/800200771</a> (дата обращения: 18.07.23).
19. Ivanova, M. A. Modul`noe proektirovanie polilingval`nogo obucheniya v trudovoj deyatel`nosti doshkol`nikov / M. A. Ivanova // E`ffektivny`e praktiki proforientacionnoj raboty` v obrazovatel`ny`x organizaciyax : sb. mater. Vseros. nauch.-prakt. konf., Yaku
20. 4. Иванова, М. А. Модульное проектирование полилингвального обучения в трудовой деятельности дошкольников / М. А. Иванова // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф., Якутск, 16
21. Zakon Respubliki Saxa (Yakutiya) «O yazy`kax v Respublike Saxa (Yakutiya)» (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 4 oktyabrya 2002 g., 21 fevralya, 28 iyunya, 14 dekabrya 2012 g., 30 aprelya, 1 oktyabrya 2014 g.) : utv. Postanovleniem Verxovnogo Soveta RS(Ya)
22. 3. Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями и дополнениями от 4 октября 2002 г., 21 февраля, 28 июня, 14 декабря 2012 г., 30 апреля, 1 октября 2014 г.) : утв. Постановлением Верховного Совета РС(Я) от 16 октября
23. Gaby`sheva, F. V. Razvitie yazy`kovoj lichnosti v polilingval`noj obrazovatel`noj srede / F. V. Gaby`sheva, S. S. Semenova // Dinamika yazy`kovy`x i kul`turny`x processov v sovremennoj Rossii. — 2016. — № 5. — S. 1151–1156. — EDN: XXDKDR
24. 2. Габышева, Ф. В. Развитие языковой личности в полилингвальной образовательной среде / Ф. В. Габышева, С. С. Семенова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. — 2016. — № 5. — С. 1151–1156. — EDN: XXDKDR
25. Androsova, Yu. V. Psixologo-pedagogicheskaya model` formirovaniya funkcional`nogo dvuyazy`chiya u detej mladshego shkol`nogo vozrasta / Yu. V. Androsova // Naukovedenie. — 2013. — № 6 (19). — S. 171–183.— EDN: SAKSAN
26. 1. Андросова, Ю. В. Психолого-педагогическая модель формирования функционального двуязычия у детей младшего школьного возраста / Ю. В. Андросова // Науковедение. — 2013. — № 6 (19). — С. 171–183.— EDN: SAKSAN

Other articles