Published Date: 01.07.2022

Institutional and personological reflection of development of philosophy, psychology, pedagogy of giftedness and creativity (to the 90th anniversary of D. B. Bogoyavlenskaya)

Annotation

The article analyzes the scientific and organizational activity of one of the leading specialists in this field, Honorary Academician of the Russian Academy of Sciences, Chairman of the Moscow Branch of the Russian Psychological Society (RPO) D. B. Bogoyavlenskaya against the background of the evolution of the study of thinking, abilities, giftedness, creativity in Russian human studies. The relevance of the article is determined by the need to study the history of the Russian psychology of creativity and determine the contribution to its development of D. B. Bogoyavlenskaya with the participants of the scientific school of diagnostics of abilities and development of giftedness and creativity created by her. The novelty of the article lies in the fact that for the first time in the institutional and personological plan, the periodization of D. B. Bogoyavlenskaya’s life creation was constructed and a system—holistic analysis of the logic of the development of her cognitive research and scientific and social activities was carried out according to the 30-year leadership of the Moscow Branch of the RPO, the Laboratory of Psychodiagnostics of Creative Abilities of the Psychological Institute of RAO and Inter.




Library

1. 27. Богоявленская Д. Б. Эволюция фактора личности в структуре творчества / Д. Б. Богоявленская // Психология личности: культурно-исторический подход : матер. ХХ Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского : в 2 т. — М., 2019.
2. 28. Богоявленская Д. Б. Проблемы развития и сохранения одаренности: подходы в рамках психиатрии и психологии / Д. Б. Богоявленская // Дети. Общество. Будущее : сб. матер. III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». — М., 2020. — С. 15–17.
3. 29. Богоявленская Д. Б. Роль мотивации в развитии когнитивных способностей / Д. Б. Богоявленская, Е. С. Жукова // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. — М., 2021. — С. 399–402.
4. 30. Богоявленская Д. Б. Теоретическо-эмпирическое обоснование принципов методологии постнеклассического периода в науке / Д. Б. Богоявленская // Вопр. философии. — 2022. — № 7. — С. 109–116.
5. 31. К 130-летнему юбилею С. Л. Рубинштейна : матер. общемоск. методол. семинара / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — М. : Акрополь, 2020.
6. 32. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности / Л. И. Ларионова. — М. : ИП РАН, 2011.
7. 33. Ларионова Л. И. Концептуально-персонологическая дифференциация основных направлений современной психологии и педагогики одаренности / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, И. Н. Семенов // Психология одаренности и творчества / под ред. А. И. Савенкова, В.
8. 34. Леонтьев А. Н. Опыт экспериментального исследования творческого мышления / А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.
9. 35. Любимов С. Е. Научная деятельность Б. М. Теплова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления / С. Е. Любимов, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — № 3. — С. 9–51.
10. 36. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопр. психологии. — 1987. — № 3.
11. 37. Одаренность: методы выявления и пути развития : сб. ст., докл. и матер. Всерос. конф. 27 сент. 2018 г., г. Москва / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. К. Балтян. — М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018.
12. 38. Одаренность: рабочая концепция : матер. Первой междунар. конф. (Самара, 1–3 окт. 2000 г.) / под ред. Д. Б. Богоявленской. — М. ; Самара : СНПУ, 2002.
13. 39. Педагогика творчества : матер. науч.-практ. конф. : в 5 ч. / под ред. Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова. — М. : Филос. о-во СССР, 1988.
14. 40. Пономарев Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная : кол. монография / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, Д. Б. Богоявленская. — М. : Наука, 1990.
15. 41. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М. : Политиздат, 1967.
16. 42. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М. : Изд-во АН СССР, 1958.
17. 43. Савенков А. И. Диагностика и развитие детской одаренности / А. И. Савенков. — М., 2001.
18. 44. Семенов И. Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментальному исследованию мышления (на материале решения творческих задач) / И. Н. Семенов // Методологические проблемы исследования деятельности / под ред. В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Э. Г. Юдин
19. 45. Семенов И. Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления / И. Н. Семенов. — М. : Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого, 2014.
20. 46. Семенов И. Н. История и логика развития в России «Общества психологов» / И. Н. Семенов // Методология и история психологии. — 2018. — № 2. — С. 89–112.
21. 47. Семенов И. Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 4. — С. 155–170.
22. 48. Семенов И. Н. Институционально-персонологическое изучение научного творчества С.Л.Рубинштейна и роли его научной школы в академической и университетской психологии/ И.Н.Семенов// Вестн. ПСТГУ.Серия «Педагогика и психология». — 2021. — №2. — С.119–144.
23. 49. Семенов И. Н. Развитие научного творчества в системе коммуникативно-познавательных отношений, определяющих продуктивность культуросозидающей деятельности / И. Н. Семенов // Изв. Рос. акад. образования. — 2022. — № 1. — С. 112–122.
24. 50. Творчество молодых исследователей в системе «школа — наука — вуз» / под ред. Д. Б. Богоявленской, А. О. Карпова. — М., 2017.
25. 51. Тьюторство в исследовательском образовании / под ред. Д. Б. Богоявленской, Б. И. Пружинина, А. О. Карпова. — М. : НТА АПФН, 2018.
26. 52. Тюрин П. Т. Карты креативности [Электронный ресурс] / П. Т. Тюрин. — М. ; Рига, 2018. — Режим доступа: <a href="http://mhp-journal.ru/upload/Library/Tyurin_PT_(2018)_Creativitys_" target="_blank">http://mhp-journal.ru/upload/Library/Tyurin_PT_(2018)_Creativitys_</a> Cards.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
27. 1. Алексеев Н. Г. Проблемы научного творчества в современной психологии / Н. Г. Алексеев, Я. А. Пономарев, Э. Г. Юдин ; авт. вступ. ст. и отв. ред. М. Г. Ярошевский. — М. : Наука, 1971.
28. 2. Анцыферова Л. И. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Л. И. Анцыферова, Е. А. Будилова, О. К. Тихомиров ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : ИФ АН : Наука, 1966.
29. 3. Богоявленская Д. Б. К анализу процесса познания / Д. Б. Богоявленская // Матер. Всесоюз. симп. по логике науки. — Киев, 1966.
30. 4. Богоявленская Д. Б. О модели проблемной ситуации / Д. Б. Богоявленская // Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М., 1969. — С. 381–386. — (Серия «Науковедение: проблемы и исследования»).
31. 5. Богоявленская Д. Б. Работа в «креативном поле» как метод исследования интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Матер. Всесоюз. конф. по проблемам способностей. — М., 1970.
32. 6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д : РГУ, 1983.
33. 7. Богоявленская Д. Б. Опыт построения методики исследования интеллектуальной активности в изобразительном творчестве / Д. Б. Богоявленская, П. Т. Тюрин // Вопр. психологии. — 1987. — № 1. — С. 156–159.
34. 8. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997.
35. 9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002; 2-е изд. — Самара, 2009.
36. 10. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская — М., 2005.
37. 11. Богоявленская Д. Б. Потенциал российского общества : состояние и актуальные проблемы исследования / Д. Б. Богоявленская // Рос. психол. журн. — 2006. — Т. 3, №3. — С. 67–71.
38. 12. Богоявленская Д. Б. Зарубежные исследования психологии творчества: постгилфордовский подход / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова // Психол. наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 97–107; № 4. — С. 94–104 (окончание).
39. 13. Богоявленская Д. Б. Метод исследования и идентификация творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Современная экспериментальная психология : в 2 т. — М., 2011. — Т. 2. — С. 361–373.
40. 14. Богоявленская Д. Б. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова — М. : МГППУ, 2011.
41. 15. Богоявленская Д. Б. Отечественная методология психологии как фактор развития проблематики творчества и одаренности / Д. Б. Богоявленская // Век психологии — к 100-летию Психологического института РАО / отв. ред. В. В. Рубцов. — СПб., 2012. — С. 847–86
42. 16. Богоявленская Д. Б. О соотношении категорий активности, деятельности, творчества и ментальности / Д. Б. Богоявленская // Социально-психологические проблемы ментальности/ менталитета. — 2014. — № 11. — С. 38–43.
43. 17. Богоявленская Д. Б. Природа творчества без мистики / Д. Б. Богоявленская // Философия творчества. — М., 2015. — С. 122–137.
44. 18. Богоявленская Д. Б. Московское психологическое общество конца ХIХ — начала ХХI века и его роль на разных этапах социального развития России / Д. Б. Богоявленская // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, с
45. 19. Богоявленская Д. Б. Великие открытия — модель для педагогики / Д. Б. Богоявленская // Неделя науки и образования в интересах мира и развития / под ред. Л. В. Дудовой, М. А. Кривенькой. — М., 2017. — С. 109–110.
46. 20. Богоявленская Д. Б. Психология творчества и одаренности : кол. монография / Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, И. Н. Семенов ; отв. ред. Л. И. Ларионова, А. И. Савенков. — СПб. : Нестор-История, 2017.
47. 21. Богоявленская Д. Б. Феномен Пуанкаре — современная интерпретация / Д. Б. Богоявленская // Вопр. философии. — 2017. — № 12. — С. 114–120.
48. 22. Богоявленская Д. Б. Творчество как предмет психологической антропологии / Д. Б. Богоявленская // Исследователь/Researcher. — 2018. — № 1–2. — С. 23–34.
49. 23. Богоявленская Д. Б. Психологические основы профилактики криминализации таланта / Д. Б. Богоявленская // Прикл. юрид. психология. — 2019. — № 3. — С. 8–15.
50. 24. Богоявленская Д. Б. Творческое развитие личности в системе образования (при учете форм овладения деятельностью / Д. Б. Богоявленская // Проблемы творческого развития личности в системе образования / ред.-сост. О. Д. Никитин. — М., 2019. — С. 8–17.
51. 25. Богоявленская Д. Б. Творчество в эпоху перемен / Д. Б. Богоявленская // Образование личности. — 2019. — № 2. — С. 14–212.
52. 26. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности / Д. Б. Богоявленская // Культ.-ист. психология. — 2019. — Т. 15, № 2. — С. 14–21.

Other articles