Published Date: 30.06.2023

Methodology, Theory, Practice of Reflexive Psychology of Creativity and Pedagogy of Human Capital Development

Annotation

The article analyzes theoretical and methodological problems, characterizes historical and scientific prerequisites and summarizes the experience of psychological and pedagogical study of the development of human capital relevant to modern society in the innovative practice of continuous personality-oriented professional education. The novelty of the article is that the constructive solution of these problems is achieved on the basis of such innovative approaches as reflexive-subjective — for cognition of intellectual and creative resources of human capital and institutionalpersonological — for its psychological and pedagogical development in a multi-stage system of continuing professional education.




Library

1. 35. Семенов, И. Н. Субъектно-деятельностный подход / И. Н. Семенов // Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / отв. ред. А. Л. Журавлев [ и др.]. — Москва, 2023. — С. 184–211. — DOI: 10.38098/thry_23_0465
2. Semenov, I. N. Metodologicheskie sredstva refleksivno-pedagogicheskogo menedzhmenta razvitiya chelovecheskogo kapitala sub``ektov obrazovaniya v mnogostupenchatoj sisteme ix professional`noj podgotovki / I. N. Semenov // Hominus. — 2023. — № 2. — S. 144–1
3. 34. Семенов, И. Н. Методологические средства рефлексивно-педагогического менеджмента развития человеческого капитала субъектов образования в многоступенчатой системе их профессиональной подготовки / И. Н. Семенов // Hominus. — 2023. — № 2. — С. 144–157.
4. Semenov, I. N. Razvitie chelovecheskogo kapitala uchashhixsya v doshkol`nom, shkol`nom, vy`sshem i dopolnitel`nom obrazovanii / I. N. Semenov, I. S. Grishin // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 1/2 (58). — S. 135–145. — DOI: 10.51944
5. 33. Семенов, И. Н. Развитие человеческого капитала учащихся в дошкольном, школьном, высшем и дополнительном образовании / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 1/2 (58). — C. 135–145. — DOI: 10.51944/20738498
6. Semenov, I. N. K 50-letnemu yubileyu Instituta psixologii v sisteme Akademii nauk i 100-letiyu shkoly` S. L. Rubinshtejna: nauchno-organizacionny`j vklad ee kreativnochelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. —
7. 32.Семенов, И. Н. К 50-летнему юбилею Института психологии в системе Академии наук и 100-летию школы С. Л. Рубинштейна: научно-организационный вклад ее креативно-человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2022. —
8. Semenov, I. N. Filosofsko-psixologicheskie aspekty` chelovecheskogo kapitala v processe informacionnoj cifrovizacii obrazovaniya / I. N. Semenov, I. S. Grishin // Mir psixologii. — 2021. — № 1/2 (105). — S. 20–33.
9. 31. Семенов, И. Н. Философско-психологические аспекты человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 20–33.
10. Semenov, I. N. Trening-praktikum «E`kzistencial`ny`j opy`t osoznannosti i osmy`sleniya»: teoreticheskie osnovy`, vozmozhnosti i aprobaciya v rabote s odarennoj molodezh`yu / I. N. Semenov, Yu. A. Repeczkij, A. V. Repeczkaya // Mir psixologii. — 2019. — №
11. 30. Семенов, И. Н. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий, А. В. Репецкая // Мир психологии. — 2019. — № 1. — С. 264
12. Semenov, I. N. Refleksivnaya psixologiya innovacionnogo obrazovaniya : monografiya / I. N. Semenov ; otv. red. M. N. Berulava. — Moskva : Nasledie MMK, 2013. — 178 s.
13. 29. Семенов, И. Н. Рефлексивная психология инновационного образования : монография / И. Н. Семенов ; отв. ред. М. Н. Берулава. — Москва : Наследие ММК, 2013. — 178 с.
14. Semenov, I. N. Tvorchestvo i chelovecheskij kapital: refleksivno-psixologicheskie aspekty` vzaimodejstviya i razvitiya / I. N. Semenov // Mir psixologii. — 2010. — № 2. — S. 37–51.
15. 28. Семенов, И. Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2010. — № 2. — С. 37–51.
16. Semenov, I. N. Razvitie issledovatel`skoj konkurentosposobnosti uchashhixsya kak komponenty` ix chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Issledovatel`skaya deyatel`nost` uchashhixsya: ot detskogo sada do vuza / pod red. A. S. Obuxova, V. I. Slobodchiko
17. 27. Семенов, И. Н. Развитие исследовательской конкурентоспособности учащихся как компоненты их человеческого капитала / И. Н. Семенов // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза / под ред. А. С. Обухова, В. И. Слободчикова. — Моск
18. Semenov, I. N. Lichnostno-professional`ny`j rost i ego refleksivno-tvorcheskij potencial kak sistemoobrazuyushhie faktory` razvitiya chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Psixologiya lichnostnogo rosta specialista. — Tambov, 2007. — S. 52–58.
19. 26. Семенов, И. Н. Личностно-профессиональный рост и его рефлексивно-творческий потенциал как системообразующие факторы развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Психология личностного роста специалиста. — Тамбов, 2007. — С. 52–58.
20. Savenkov, A. I. Psixodidaktika / A. I. Savenkov. — Moskva : Nacional`ny`j knizhny`j centr, 2012. — 360 s. — (Vy`sshee professional`noe obrazovanie).
21. 25. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков. — Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование).
22. Refleksivno-organizacionny`e problemy` formirovaniya my`shleniya i lichnosti v obrazovanii i upravlenii (Pamyati P. Ya. Gal`perina) / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. — Moskva : Institut refleksivnoj psixologii tvorchestva i gumanizacii obraz
23. 24. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении (Памяти П. Я. Гальперина) / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Москва : Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования
24. Shibaeva, L. V. Psixologo-akmeologicheskie problemy` issledovaniya obrazovatel`nogo tvorchestva / L. V. Shibaeva ; otv. red. I. N. Semenov. — Orel : ORAGS, 2000. — 158 s.
25. 48. Semenov, I. N. The human capital and the refletechnologies of mediation in modern practical psychology of the business-education / I. N. Semenov // Business, Economics and Social : Science Conferences. — Moscow, 2013. — P. 24–25.
26. 47. Semenov, I. N. An empirical psychological study of thou processes in creative problemsolving from the perspective of theory of activity / I. N. Semenov // Soviet Psychology. — 1978. — Vol. 16, № 4. — P. 3–46.
27. 46. Schultz, T. W. Investment in Human Capital / T. W. Schultz // The American Economic Review. — 1961. — Vol. 51. — P. 1–17.
28. 45. Rastogi, P. Knowledge Management and Intellectual Capital as a Paradigm of Value Creation / P. Rastogi // Human Systems Management. — 2002. — Vol. 21, № 4. — P. 229–240.
29. 44. Matthäus, W. von. Sowjetische Denkpsychologie / Wolfhart von Matthäus. — Göttingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.3
30. 43. Lefebvre, V. A. The structure of human reflexion: the reflexional psychology of Vladimir Lefebvre / V. A. Lefebvre. — New York : Lang, 1990. — 210 p.
31. Yur`ev, A. I. Strategicheskaya psixologiya globalizacii : Psixologiya chelovecheskogo kapitala / A. I. Yur`ev, L. P. Shevyakova, I. S. Burikova. — Sankt-Peterburg : Logos, 2006. — 511 s.
32. 42. Юрьев, А. И. Стратегическая психология глобализации : Психология человеческого капитала / А. И. Юрьев, Л. П. Шевякова, И. С. Бурикова. — Санкт-Петербург : Logos, 2006. — 511 с.
33. Shulyak, N. V. Model` osnovnoj (podrostkovoj) shkoly` : Proektirovanie universal`ny`x uchebny`x dejstvij v podrostkovoj shkole : monografiya / N. V. Shulyak, V. M. Dyukov, I. N. Semenov. — Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 176 s.
34. 41. Шуляк, Н. В. Модель основной (подростковой) школы : Проектирование универсальных учебных действий в подростковой школе : монография / Н. В. Шуляк, В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 176 с.
35. Razvitie osnov refleksivnogo my`shleniya shkol`nikov v processe uchebnoj deyatel`nosti / otv. red. V. V. Davy`dov, V. V. Rubczov. — Novosibirsk : PI RAO, 1995. — 227 s.
36. 40. Шибаева, Л. В. Психолого-акмеологические проблемы исследования образовательного творчества / Л. В. Шибаева ; отв. ред. И. Н. Семенов. — Орел : ОРАГС, 2000. — 158 с.
37. Shadrikov, V. D. Rol` refleksii i refleksivnosti v razvitii sposobnostej uchashhixsya / V. D. Shadrikov // Psixologiya : zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki. — 2012. — № 4. — S. 133–134.
38. 39. Шадриков, В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся / В. Д. Шадриков // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2012. — № 4. — C. 133–134.
39. Fel`dshtejn, D. I. Slovo o D. B. E`l`konine / D. I. Fel`dshtejn // Mir psixologii i psixologiya v mire. — 1995. — № 3. — S. 86–99.
40. 38. Фельдштейн, Д. И. Слово о Д. Б. Эльконине / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3. — С. 86–99.
41. Turovcev, N. P. Refleksivno-psixologicheskie resursy` lichnostno-professional`nogo razvitiya sub``ekta / N. P. Turovcev, I. N. Semenov // Refleksivny`e processy` i upravlenie : sb. mater. IX Mezhdunar. simpoziuma, Moskva, 17–18 okt. 2013 g. — Moskva, 2013
42. 37. Туровцев, Н. П. Рефлексивно-психологические ресурсы личностно-профессионального развития субъекта / Н. П. Туровцев, И. Н. Семенов // Рефлексивные процессы и управление : сб. матер. IХ Междунар. симпозиума, Москва, 17–18 окт. 2013 г. — Москва, 2013. —
43. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy` e`rgonomiki / P. Boshev, N. G. Alekseev, I. N. Semenov [i dr.] // Principy` i rekomendacii : metod. ruk-vo / otv. red. V. M. Munipov, V. P. Zinchenko, I. N. Semenov [i dr.]. — Moskva, 1981. — S. 7–38.
44. 36. Теоретические и методологические основы эргономики / П. Бошев, Н. Г.Алексеев, И. Н. Семенов [и др.] // Принципы и рекомендации : метод. рук-во / отв. ред. В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, И. Н. Семенов [и др.]. — Москва, 1981. — С. 7–38.
45. Semenov, I. N. Sub``ektno-deyatel`nostny`j podxod / I. N. Semenov // Nauchny`e podxody` v sovremennoj otechestvennoj psixologii : kol. monografiya / otv. red. A. L. Zhuravlev [ i dr.]. — Moskva, 2023. — S. 184–211. — DOI: 10.38098/thry_23_0465
46. Boldina, T. G. E`ffektivnost` prakticheskoj realizacii refleksivno-psixologicheskogo obespecheniya gimnazicheskogo obrazovaniya / T. G. Boldina, I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2014. — № 4. — S.
47. 12. Дюков, В. М. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы / В. М. Дюков, И. Н. Семенов, Р. В. Шайхутдинова. — Красноярск : Красноярский писатель, 2010. — 360 с.
48. Dyukov, V. M. Refleksivno-deyatel`nostnaya pedagogika : Uchitel` dlya «Novoj shkoly`» : ucheb.-metod. posobie / V. M. Dyukov, I. N. Semenov, R. V. Shajxutdinova. — Krasnoyarsk : Krasnoyarskij pisatel`, 2010. — 167 s.
49. 11. Дюков, В. М. Рефлексивно-деятельностная педагогика : Учитель для «Новой школы» : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И. Н. Семенов, Р. В. Шайхутдинова. — Красноярск : Красноярский писатель, 2010. — 167 с.
50. Dyukov, V. M. Pedagogicheskaya innovatika : moduli innovacionnoj kompetentnosti i innovacionnoj deyatel`nosti v obrazovatel`nom uchrezhdenii : Programmy` povy`sheniya kvalifikacii professorsko-prepodavatel`skogo sostava : ucheb.-metod. posobie / V. M. Dyu
51. 10. Дюков, В. М. Педагогическая инноватика : модули инновационной компетентности и инновационной деятельности в образовательном учреждении : Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И.
52. Gumanisticheskie tendencii v razvitii neprery`vnogo obrazovaniya vzrosly`x v Rossii i SShA : [sb. st.] / Rossijskaya akademiya obrazovaniya, Institut teoreticheskoj pedagogiki i mezhdunarodny`x issledovanij v obrazovanii, Rossijsko-amerikanskij centr nepr
53. 9. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США : [сб. ст.] / Российская академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Российско-американский центр непрерывного
54. Vodop`yanov, D. A. Tipologiya refleksivno-razvivayushhix sred lichnostnoprofessional`nogo razvitiya / D. A. Vodop`yanov, I. N. Semenov // Organizacionnaya sreda XXI veka : st. i mater. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Moskva, 2011. — S. 188–193.
55. 8. Водопьянов, Д. А. Типология рефлексивно-развивающих сред личностно-профессионального развития / Д. А. Водопьянов, И. Н. Семенов // Организационная среда ХХI века : ст. и матер. II Междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2011. — С. 188–193.
56. Boriskina, A. A. Formirovanie nravstvennoj pozicii podrostkov v usloviyax polikul`turnoj sredy` detskix obrazovatel`ny`x uchrezhdenij Moskovskogo regiona : monografiya / A. A. Boriskina, I. N. Semenov. — Moskva : Universitet RAO, 2011. — 167 s.
57. 7. Борискина, А. А. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений Московского региона : монография / А. А. Борискина, И. Н. Семенов. — Москва : Университет РАО, 2011. — 167 с.
58. Dyukov, V. M. Refleksivny`j kouching: koncepty`, texnologii, programmy` / V. M. Dyukov, I. N. Semenov, R. V. Shajxutdinova. — Krasnoyarsk : Krasnoyarskij pisatel`, 2010. — 360 s.
59. 6. Болдина, Т. Г. Эффективность практической реализации рефлексивно-психологического обеспечения гимназического образования / Т. Г. Болдина, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 4. — С. 58–96.
60. Biznes-psixologiya v mezhdunarodnoj perspektive : [kol. monografiya] / [S. N. Benton, S. Armstrong, I. N. Semenov i dr. ; red. kollegiya: N. L. Ivanova (otv. red.) i dr.] ; Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshaya shkola e`konomiki», Associa
61. 5. Бизнес-психология в международной перспективе : [кол. монография] / [С. Н. Бентон, С. Армстронг, И. Н. Семенов и др. ; ред. коллегия: Н. Л. Иванова (отв. ред.) и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Ассоциация биз
62. Analiticheskie obzory` po osnovny`m napravleniyam razvitiya vy`sshego obrazovaniya : [obzornaya informaciya] / M-vo obrazovaniya i nauki RF, Federal`ny`j institut razvitiya obrazovaniya. — Moskva : NIIVO, 2013. — Vy`p. 3. Refleksivny`j podxod v formirovan
63. 4. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образо-вания : [обзорная информация] / М-во образования и науки РФ, Федеральный инсти-тут развития образования. — Москва : НИИВО, 2013. — Вып. 3. Рефлексивный подход в формировании и развит
64. Aby`sova, V. A. Praktika formirovaniya estestvenno-nauchnogo my`shleniya i samosoznaniya lichnosti kak komponentov chelovecheskogo kapitala i sub``ektny`x resursov preodoleniya neravenstva / V. A. Aby`sova, I. S. Grishin, I. N. Semenov // Social`noe nerav
65. 3. Абысова, В. А. Практика формирования естественно-научного мышления и са-мосознания личности как компонентов человеческого капитала и субъектных ресурсов преодоления неравенства / В. А. Абысова, И. С. Гришин, И. Н. Семенов // Социальное неравенство и со
66. Abul`xanova, K. A. Akmeologiya : uchebnik / K. A. Abul`xanova, A. A. Derkach, I. N. Semenov. — 2-e izd. — Moskva : Rossijskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby`, 2006. — 422 s. — (Seriya: Uchebniki Rossijskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby` pri Prezide
67. 2. Абульханова, К. А. Акмеология : учебник / К. А. Абульханова, А. А. Деркач, И. Н. Семенов. — 2-е изд. — Москва : Российская академия государственной службы, 2006. — 422 с. — (Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Росс
68. Abul`xanova, K. A. Akmeologicheskoe ponimanie sub``ekta upravleniya / K. A. Abul`xanova, I. N. Semenov // E`ffektivny`j menedzhment: psixologo-akmeologicheskie aspekty` : posobie po rabote s personalom. — Moskva, 1998. — S. 6–16.
69. 1.Абульханова, К. А. Акмеологическое понимание субъекта управления / К. А. Абульханова, И. Н. Семенов // Эффективный менеджмент: психолого-акмеоло-гические аспекты : пособие по работе с персоналом. — Москва, 1998. — С. 6–16.
70. 23. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / отв. ред. В. В. Давыдов, В. В. Рубцов. — Новосибирск : ПИ РАО, 1995. — 227 с.
71. Psixologo-pedagogicheskie texnologii razvitiya professional`nogo masterstva kadrov upravleniya / [I. V. Bajer, E. P. Varlamova, I. N. Semenov i dr. ; otv. red. A. A. Derkach, E` . A. Manushin] ; Ros. akad. gos. sluzhby` pri Prezidente Ros. Federacii. — Mo
72. 22. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / [И. В. Байер, Е. П. Варламова, И. Н. Семенов и др. ; отв. ред. А. А. Деркач, Э. А. Манушин] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — Москва
73. Proektno-issledovatel`skij podxod v refleksivnoj psixologii innovacionnogo obrazovaniya : [mezhdunar. kol. monografiya] / otv. red.-sost. I. N. Semenov, T. G. Boldina. — Noginsk : Analitika RODIS, 2011. — 401 s.
74. 21. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : [междунар. кол. монография] / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Ногинск : Аналитика РОДИС, 2011. — 401 с.
75. Orlov, S. S. Ocenka tvorcheskogo potenciala nauchny`x kollektivov (praksiologicheskaya refleksika) / S. S. Orlov, I. N. Semenov // Chelovek v mire intellektual`ny`x sistem / pod red. I. S. Ladenko. — Novosibirsk, 1991. — S. 184–194.
76. 20. Орлов, С. С. Оценка творческого потенциала научных коллективов (праксиологическая рефлексика) / С. С. Орлов, И. Н. Семенов // Человек в мире интеллектуальных систем / под ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск, 1991. — С. 184–194.
77. Makurova, A. V. Razvitie I. N. Semenovy`m refleksivnoj psixologii: ot issledovanij my`shleniya k formirovaniyu nauchnoj shkoly` (obzor po materialam knigi V. Matteusa, Gottingen, 1988) / A. V. Makurova // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovre
78. 19. Макурова, А. В. Развитие И. Н. Семеновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книги В. Маттеуса, Gottingen, 1988) / А. В. Макурова // Психология. Историко-критические обзоры и современные
79. Latkin, V. Psixologicheskaya problematika na XIII Mezhdunarodnom kongresse po istorii nauki / V. Latkin, I. Semenov // Voprosy` psixologii. — 1972. — № 1. — S. 182–185.
80. 18. Латкин, В. Психологическая проблематика на XIII Международном конгрессе по истории науки / В. Латкин, И. Семенов // Вопросы психологии. — 1972. — № 1. — С. 182–185.
81. Larionova, L. I. Kognitivno-lichnostny`e komponenty` chelovecheskogo kapitala shkol`nikov, vy`birayushhix professiyu v sovremenny`x usloviyax obrazovaniya / L.I. Larionova, Zh. A. Dzhafarova, I. N. Semenov // Shamovskie pedagogicheskie chteniya : sb. st.
82. 17. Ларионова, Л. И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л. И. Ларионова, Ж. А. Джафарова, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения : сб. ст. XIV Междунар. н
83. Lapteva, O. I. Refleksivno-organizacionnaya psixologiya : ucheb.-metod. posobie / O.I. Lapteva, I. N. Semenov, S. G. Kulikova. — Novosibirsk : Novosibirskaya gosudarstvennaya agrarnaya akademiya, 2010. — 383 s.
84. 16. Лаптева, О. И. Рефлексивно-организационная психология : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. Н. Семенов, С. Г. Куликова. — Новосибирск : Новосибирская государственная аграрная академия, 2010. — 383 с.
85. Lapteva, O. I. Refleksivnoe my`shlenie pedagogov : ucheb.-metod. posobie / O. I. Lapteva, I. M. Vojtik, I. N. Semenov. — Omsk : OIPKRO, 2003. — 117 s.
86. 15. Лаптева, О. И. Рефлексивное мышление педагогов : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. М. Войтик, И. Н. Семенов. — Омск : ОИПКРО, 2003. — 117 с.
87. Kostyukov, N. N. Teoreticheskie problemy` formirovaniya znanievy`x kompetencij v innovacionnom professional`nom obrazovanii / N. N. Kostyukov, I. N. Semenov // Rossiya: tendencii i perspektivy` razvitiya : ezhegodnik INION RAN. — Moskva, 2010. — Vy`p. 5,
88. 14. Костюков, Н. Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 2. —
89. Ivanov, S. V. Refleksiya problem razvitiya molodezhi Rossii kak ee social`nogo i chelovecheskogo kapitala / S. V. Ivanov, I. N. Semenov // Rossiya: tendencii i perspektivy` razvitiya : ezhegodnik INION RAN. — Moskva, 2010. — Vy`p. 5, ch. 1. — S. 146–149.
90. 13. Иванов, С. В. Рефлексия проблем развития молодежи России как ее социального и человеческого капитала / С. В. Иванов, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 1. — С. 146–149.

Other articles