Published Date: 01.07.2023

Диагностика профессионального выгорания сотрудников реабилитационного центра, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс детей с ОВЗ

Annotation

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выгорания педагогов, участвующих в воспитательном и образовательном процессе детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проходящих реабилитацию. Согласно полученным результатам диагностики профессионального выгорания среди педагогов, работающих с детьми с ОВЗ разных возрастов, был установлен выраженный риск формирования профессионального выгорания и отмечены предвестники неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей.



Library

1. педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Ю. А. Кобазова, Л. В. Мамедова // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 11. — С. 227–229.
2. Schaufeli W. B. The burnout companion to study and practice: a critical analysis / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. — London : Taylor & Francis, 1998.
3. Maslach C. Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leite // Annu Rev Psychol. — 2001. — Vol. 52. — Р. 397–422.
4. Maslach C. Burnout and engagement in the workplace: a contextual analysis. In: Urdan T (ed) / C. Maslach, M. P. Leiter. Advances in motivation and achievement, Vol. 11. — Stamford : JAI Press, 1999. — Р. 275–302.
5. Maslach C. The truth about burnout / C. Maslach, M. P. Leiter. — San Francisco : Jossey-Bass, 1997.
6. Cherniss C. Staff burnout: job stress in the human services / C. Cherniss. — BeverlyHills : Sage, 1980.
7. Широченко Е. В. Профессиональное выгорание педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ: причины, способы преодоления / Е. В. Широченко, С. А. Панарина // Сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций // Конференциум АСОУ. — 2020. — №
8. Шевцова Т. С. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. С. Шевцова, Н. Н. Коровушкина // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59 (4). — С. 477–482.
9. Теплышева Т. В. Теоретический анализ исследований психологического сопровождения педагогов в воспитательном процессе детей и подростков дошкольного и школьного возраста с ОВЗ / Т. В. Теплышева // Актуальные проблемы современной России: Психология. Пед
10. Скутаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скутаревская // Медицинские новости. — 2002. — № 7. — С. 3–9.
11. Общая информация. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://osobiyrebenok.klgd.socinfo.ru/inf" target="_blank">http://osobiyrebenok.klgd.socinfo.ru/inf</a>
12. Мepкулoвa Н. Н. Cиндpoм эмoциoнaльнoгo выгopaния и пpoгpaммa eгo пpeoдoлeния в cфepe «пoмoгaющиx» пpoфeccий / Н. Н. Меркулова // Вecтник TГУ. — 2011. — № 12. — C. 199–206.
13. Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. мед. наук / М. А. Беребин. — Санкт-Петербург, 1996. — 22 с.
14. I11. Кобазова Ю. А. Особенности профессионального выгорания
15. Игнатьева О. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ / О. В. Игнатьева // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе : сб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф.
16. Данилкина М. Ю. Психолого-педагогические риски учителя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / М. Ю. Данилкина, Т. П. Браун // Академия профессионального образования. — 2016. — № 3. — С. 54–62.
17. Гайфуллина Л. К. Преодоление эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов, работающих с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) / Л. К. Гайфуллина, И. В. Шкрылева // Сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций // Кон
18. Вязовова Н. В. Отношение к инклюзии как показатель эффективности интеграционных процессов в высшем образовании / Н. В. Вязовова, В. М. Толстошеина // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. — 2014. — № 4 (20). — С. 91
19. Влах Н. И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании / Н. И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. — 2015. — № 4. — С. 24–30.
20. Бонкало Т. И. Взаимосвязь ценностных ориентаций и эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Бонкало // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психо
21. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва : Филин, 1996. — 472 с.
22. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 474 с.
23. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 416 с.

Other articles